ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ: ПРОГРАММА И РЕЗУЛЬТАТЫ
- Авторы: Долгова В.И.1
-
Учреждения:
- Южно-Уральский гуманитарно-педагогический университет, Челябинск
- Выпуск: № 2 (2017)
- Страницы: 90-96
- Раздел: Психологические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/231
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2017-2-90-96
- ID: 231
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность темы связана с тем, что система межличностных отношений оказывает существенное влияние на формирование личности. Это подтверждает проведенный автором анализ основ психолого-педагогической коррекции межличностного взаимодействия, которые заложены в отечественных и зарубежных научных работах. Цель статьи – представить оригинальную Программу психолого-педагогической коррекции межличностного взаимодействия младших подростков, выявить и обсудить изменения, вызванные ее реализацией. По каждому занятию определены цели и проведена их декомпозиция до уровня упражнений. В период между занятиями продолжалось закрепление формируемых качеств с участием учителей и родителей. Диагностика межличностного взаимодействия младших подростков проведена до и после реализации Программы. При исследовании межличностных отношений, социальных аттитюдов по методике диагностики межличностных отношений Т. Лири выявлены позитивные изменения по фактору «дружелюбие». Результаты применения социометрической техники Дж. Морено (параметрической, с ограничением числа выборов до пяти человек) показали, что реализация Программы способствовала изменению статуса учеников. По опроснику межличностных отношений В. Шутца выявлены позитивные изменения потребностей в создании и поддержании удовлетворительных отношений с одноклассниками, чаще стали проявляться потребности включения (потребности взаимодействия и сотрудничества), потребности контроля (потребности в сохранении удовлетворительных отношений с опорой на контроль и силу), межличностные потребности в аффекте (с опорой на эмоциональные отношения).
Изменение показателей дружелюбия, принятия группой, потребности включения, потребности контроля, потребности в аффекте до и после реализации Программы подтверждены с использованием многофункционального критерия φ* (угловое преобразование Фишера).
В целом после проведения Программы психолого-педагогической коррекции межличностного взаимодействия у младших подростков повысились уровни необходимых социально-психологических знаний, умений адекватного восприятия, преодоления трудностей межличностного взаимодействия и коммуникативных умений.
Об авторах
Валентина Ивановна Долгова
Южно-Уральский гуманитарно-педагогический университет, Челябинск
Автор, ответственный за переписку.
Email: 23a12@list.ru
доктор психологических наук, кандидат педагогических наук, декан факультета психологии
РоссияСписок литературы
- Sigmund E., De Ste Croix M., Miklankova L., Fromel K. Physical activity patterns of kindergarten children in comparison to teenagers and young adults // European Journal of Public Health. 2007. Vol. 17. № 6. P. 646–648.
- Лисина М.И. Общение, личность, психика ребенка. М.: Институт практической психологии, 1997. 384 с.
- Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М.: Юнити-М, 1999. 256 с.
- Мудрик А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. М.: Наука, 2003. 214 с.
- Варшавская Н.Е. Роль семьи в формировании социометрического статуса подростка в группе сверстников // Научные исследования: от теории к практике. 2015. Т. 1. № 4. С. 231–233.
- Dolgova V.I., Rokickaya Y.A., Volchegorskaya E.Y., Yemelyanova E.E., Uvarina N.V. A study of psychological readiness of parents to educate children in the foster family // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11. № 15. P. 8592–8598.
- Дереча И.И. Становление нравственной позиции младших подростков во взаимодействии школы и семьи // В мире научных открытий. 2015. № 5.2. С. 707–719.
- Wills W., Backett-Milburn K., Gregory S., Lawton J. The influence of the secondary school setting on the food practices of young teenagers from disadvantaged backgrounds in Scotland // Health Education Research. 2005. Vol. 20. № 4. P. 458–465.
- Котина Н.Н. Социальное развитие младшего подростка в совместно-распределенной учебной деятельности // Казанский педагогический журнал. 2016. № 4. С. 171–176.
- Баранова О.Г. Формирование коммуникативных умений младших подростков во внеучебной деятельности // Молодой ученый. 2015. № 6. С. 566–569.
- Луева М.В. Возрастные особенности и стратегии совладающего поведения младшего подростка в условиях образовательного процесса // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2015. Т. 21. № 1. С. 88–91.
- Hartless Ju.M., Ditton Ja., Nair G., Phillips S. More sinned against than sinning: a study of young teenagers experience of crime // British Journal of Criminology. 1995. Vol. 35. № 1. P. 114–134.
- Henderson M., Wight D., Raab G., Abraham Ch., Buston K., Hart G., Scott S. Heterosexual risk behaviour among young teenagers in Scotland // Journal of Adolescence. 2002. Vol. 25. № 5. P. 483–494.
- Teijlingen E.R., Friend Ja.A.R., Twine F. Evaluation of grampian smokebusters: a smoking prevention initiative aimed at young teenagers // Journal of Public Health. 1996. Vol. 18. № 1. P. 13–18.
- Патрикеева Э.Г., Ивонтьева Э.Г. Влияние феномена лидерства на формирование межличностных отношений в классном коллективе младших подростков // Молодой ученый. 2015. № 7. С. 694–697.
- Wilson S.H., Denman S., Gillies P.A., Wijewardene K. Purchasing services to promote the sexual health of young people – contraceptive care for teenagers: a review of the published literature to inform a regional health gain investment programme // European Journal of Public Health. 1994. Vol. 4. № 3. P. 207–210.
- Medoff M.H. Estimates of the abortion demand of young and older teenagers // Population Research and Policy Review. 1998. Vol. 17. № 6. P. 539–549.
- Adinamis A., Petti T.A., Small J., Nurnberger J.Jr., Dunn D., Patrick V., Kronenberger W. The cyclic dilemma: organic, functional, and environmental interaction in a young teenager // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. 1995. Vol. 34. P. 1544–1550.
- Ingesson S.G. Growing up with dyslexia. Interviews with teenagers and young adults // School Psychology International. 2007. Vol. 28. № 5. P. 574–591.
- Garrett P.N.C., Williams A. Evaluating dialect in discourse: teachers’ and teenagers’ responses to young English speakers in Wales // Language in Society. 1999. Vol. 28. № 3. P. 321–354.
- Fowler D. The first teenagers, the lifestyle of young wage-earners in interwar Britain // Journal of Social History. 1997. Vol. 30. № 3. P. 736–738.
- Николаева И.А. Взаимосвязь когнитивного развития и ценностных отношений к себе и другим у младших подростков // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-3. С. 153–159.
- Haugen O.H., Hovding G., Eide G.E. Biometric measurements of the eyes in teenagers and young adults with Down syndrome // Acta Ophthalmologica Scandinavica. 2001. Vol. 79. № 6. P. 616–625.
- Dobson R. Mumps cases rise among teenagers and young adults // BMJ: British Medical Journal: International Edition. 2004. Vol. 329. № 7458. P. 132–133.
- Скутина Т.В., Величева Д.И. Связь межличностной толерантности с аспектами самоотношения в подростковом возрасте // Психология обучения. 2014. № 12. С. 52–66.
- Варфоломеева Е.П. Особенности возникновения конфликтов в межличностных отношениях у младших подростков и педагогические условия их разрешения // Российский научный журнал. 2014. № 5. С. 195–199.
- Яценко Е.И. Особенности подготовки будущих психологов к работе с агрессивными подростками младшего возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 46-1. С. 178–183.
- Юркшат К.Ф. Статусно-ролевая структура межличностных отношений младших подростков с проявлениями синдрома дефицита внимания с гиперактивностью // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2013. № 2. С. 163–168.
- Dudina M.N., Dolgova V.I. New educational paradigm: Existentialism is a Humanism // Man In India. 2016. № 96. P. 4043–4050.
- Dolgova V.I., Mamylina N.V., Belousova N.A., Melnik E.V., Arkayeva N.I. Problems of mental regulation of personal behavior patterns in stressful conditions // Man In India. 2016. № 96. P. 57–63.
- Dudina M.N., Dolgova V.I. The crisis of upbringing in the contemporary chronotope: potential solutions // Man In India. 2016. № 96. P. 75–83.
- Dolgova V.I., Salamatov A.A., Potapova M.V., Yakovleva N.O., Yakovlev E.V. The research of the personality qualities of future educational psychologists // International journal of environmental & science education. 2016. Vol. 11. № 16. P. 9530–9542.
- Семенов В.Ю. Трехфакторная модель социоэмоционального интеллекта младших школьников и подростков // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2015. № 174. С. 148–153.
- Нападий С.В., Невзоров М.Н., Серова Е.П. Педагогическая модель восхождения подростка младшего возраста к бескорыстному риску во внеучебной деятельности // Высшее образование сегодня. 2015. № 12. С. 59–62.
- Шерхунаева И.И., Михайлова О.С. Моделирование основных факторов межличностных отношений с помощью методики ДМО Т. Лири // Сибирский психологический журнал. 2015. № 55. С. 97–106.
- Золотовицкий Р.А. Социометрия Я.Л. Морено // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. № 2. С. 107–121.
- Петрановский А.В., Галимзянова М.В. Самовосприятие и межличностные отношения взрослых в связи с их сиблинговой позицией и субъективными переживаниями детства // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. 2015. Т. 3. С. 169–174.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2007. 350 с.