ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ: ПРОГРАММА И РЕЗУЛЬТАТЫ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность темы связана с тем, что система межличностных отношений оказывает существенное влияние на формирование личности. Это подтверждает проведенный автором анализ основ психолого-педагогической коррекции межличностного взаимодействия, которые заложены в отечественных и зарубежных научных работах. Цель статьи – представить оригинальную Программу психолого-педагогической коррекции межличностного взаимодействия младших подростков, выявить и обсудить изменения, вызванные ее реализацией. По каждому занятию определены цели и проведена их декомпозиция до уровня упражнений. В период между занятиями продолжалось закрепление формируемых качеств с участием учителей и родителей. Диагностика межличностного взаимодействия младших подростков проведена до и после реализации Программы. При исследовании межличностных отношений, социальных аттитюдов по методике диагностики межличностных отношений Т. Лири выявлены позитивные изменения по фактору «дружелюбие». Результаты применения социометрической техники Дж. Морено (параметрической, с ограничением числа выборов до пяти человек) показали, что реализация Программы способствовала изменению статуса учеников. По опроснику межличностных отношений В. Шутца выявлены позитивные изменения потребностей в создании и поддержании удовлетворительных отношений с одноклассниками, чаще стали проявляться потребности включения (потребности взаимодействия и сотрудничества), потребности контроля (потребности в сохранении удовлетворительных отношений с опорой на контроль и силу), межличностные потребности в аффекте (с опорой на эмоциональные отношения).

Изменение показателей дружелюбия, принятия группой, потребности включения, потребности контроля, потребности в аффекте до и после реализации Программы подтверждены с использованием многофункционального критерия φ* (угловое преобразование Фишера).

В целом после проведения Программы психолого-педагогической коррекции межличностного взаимодействия у младших подростков повысились уровни необходимых социально-психологических знаний, умений адекватного восприятия, преодоления трудностей межличностного взаимодействия и коммуникативных умений.

Об авторах

Валентина Ивановна Долгова

Южно-Уральский гуманитарно-педагогический университет, Челябинск

Автор, ответственный за переписку.
Email: 23a12@list.ru

доктор психологических наук, кандидат педагогических наук, декан факультета психологии 

Россия

Список литературы

  1. Sigmund E., De Ste Croix M., Miklankova L., Fromel K. Physical activity patterns of kindergarten children in comparison to teenagers and young adults // European Journal of Public Health. 2007. Vol. 17. № 6. P. 646–648.
  2. Лисина М.И. Общение, личность, психика ребенка. М.: Институт практической психологии, 1997. 384 с.
  3. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М.: Юнити-М, 1999. 256 с.
  4. Мудрик А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. М.: Наука, 2003. 214 с.
  5. Варшавская Н.Е. Роль семьи в формировании социометрического статуса подростка в группе сверстников // Научные исследования: от теории к практике. 2015. Т. 1. № 4. С. 231–233.
  6. Dolgova V.I., Rokickaya Y.A., Volchegorskaya E.Y., Yemelyanova E.E., Uvarina N.V. A study of psychological readiness of parents to educate children in the foster family // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11. № 15. P. 8592–8598.
  7. Дереча И.И. Становление нравственной позиции младших подростков во взаимодействии школы и семьи // В мире научных открытий. 2015. № 5.2. С. 707–719.
  8. Wills W., Backett-Milburn K., Gregory S., Lawton J. The influence of the secondary school setting on the food practices of young teenagers from disadvantaged backgrounds in Scotland // Health Education Research. 2005. Vol. 20. № 4. P. 458–465.
  9. Котина Н.Н. Социальное развитие младшего подростка в совместно-распределенной учебной деятельности // Казанский педагогический журнал. 2016. № 4. С. 171–176.
  10. Баранова О.Г. Формирование коммуникативных умений младших подростков во внеучебной деятельности // Молодой ученый. 2015. № 6. С. 566–569.
  11. Луева М.В. Возрастные особенности и стратегии совладающего поведения младшего подростка в условиях образовательного процесса // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2015. Т. 21. № 1. С. 88–91.
  12. Hartless Ju.M., Ditton Ja., Nair G., Phillips S. More sinned against than sinning: a study of young teenagers experience of crime // British Journal of Criminology. 1995. Vol. 35. № 1. P. 114–134.
  13. Henderson M., Wight D., Raab G., Abraham Ch., Buston K., Hart G., Scott S. Heterosexual risk behaviour among young teenagers in Scotland // Journal of Adolescence. 2002. Vol. 25. № 5. P. 483–494.
  14. Teijlingen E.R., Friend Ja.A.R., Twine F. Evaluation of grampian smokebusters: a smoking prevention initiative aimed at young teenagers // Journal of Public Health. 1996. Vol. 18. № 1. P. 13–18.
  15. Патрикеева Э.Г., Ивонтьева Э.Г. Влияние феномена лидерства на формирование межличностных отношений в классном коллективе младших подростков // Молодой ученый. 2015. № 7. С. 694–697.
  16. Wilson S.H., Denman S., Gillies P.A., Wijewardene K. Purchasing services to promote the sexual health of young people – contraceptive care for teenagers: a review of the published literature to inform a regional health gain investment programme // European Journal of Public Health. 1994. Vol. 4. № 3. P. 207–210.
  17. Medoff M.H. Estimates of the abortion demand of young and older teenagers // Population Research and Policy Review. 1998. Vol. 17. № 6. P. 539–549.
  18. Adinamis A., Petti T.A., Small J., Nurnberger J.Jr., Dunn D., Patrick V., Kronenberger W. The cyclic dilemma: organic, functional, and environmental interaction in a young teenager // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. 1995. Vol. 34. P. 1544–1550.
  19. Ingesson S.G. Growing up with dyslexia. Interviews with teenagers and young adults // School Psychology International. 2007. Vol. 28. № 5. P. 574–591.
  20. Garrett P.N.C., Williams A. Evaluating dialect in discourse: teachers’ and teenagers’ responses to young English speakers in Wales // Language in Society. 1999. Vol. 28. № 3. P. 321–354.
  21. Fowler D. The first teenagers, the lifestyle of young wage-earners in interwar Britain // Journal of Social History. 1997. Vol. 30. № 3. P. 736–738.
  22. Николаева И.А. Взаимосвязь когнитивного развития и ценностных отношений к себе и другим у младших подростков // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-3. С. 153–159.
  23. Haugen O.H., Hovding G., Eide G.E. Biometric measurements of the eyes in teenagers and young adults with Down syndrome // Acta Ophthalmologica Scandinavica. 2001. Vol. 79. № 6. P. 616–625.
  24. Dobson R. Mumps cases rise among teenagers and young adults // BMJ: British Medical Journal: International Edition. 2004. Vol. 329. № 7458. P. 132–133.
  25. Скутина Т.В., Величева Д.И. Связь межличностной толерантности с аспектами самоотношения в подростковом возрасте // Психология обучения. 2014. № 12. С. 52–66.
  26. Варфоломеева Е.П. Особенности возникновения конфликтов в межличностных отношениях у младших подростков и педагогические условия их разрешения // Российский научный журнал. 2014. № 5. С. 195–199.
  27. Яценко Е.И. Особенности подготовки будущих психологов к работе с агрессивными подростками младшего возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 46-1. С. 178–183.
  28. Юркшат К.Ф. Статусно-ролевая структура межличностных отношений младших подростков с проявлениями синдрома дефицита внимания с гиперактивностью // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2013. № 2. С. 163–168.
  29. Dudina M.N., Dolgova V.I. New educational paradigm: Existentialism is a Humanism // Man In India. 2016. № 96. P. 4043–4050.
  30. Dolgova V.I., Mamylina N.V., Belousova N.A., Melnik E.V., Arkayeva N.I. Problems of mental regulation of personal behavior patterns in stressful conditions // Man In India. 2016. № 96. P. 57–63.
  31. Dudina M.N., Dolgova V.I. The crisis of upbringing in the contemporary chronotope: potential solutions // Man In India. 2016. № 96. P. 75–83.
  32. Dolgova V.I., Salamatov A.A., Potapova M.V., Yakovleva N.O., Yakovlev E.V. The research of the personality qualities of future educational psychologists // International journal of environmental & science education. 2016. Vol. 11. № 16. P. 9530–9542.
  33. Семенов В.Ю. Трехфакторная модель социоэмоционального интеллекта младших школьников и подростков // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2015. № 174. С. 148–153.
  34. Нападий С.В., Невзоров М.Н., Серова Е.П. Педагогическая модель восхождения подростка младшего возраста к бескорыстному риску во внеучебной деятельности // Высшее образование сегодня. 2015. № 12. С. 59–62.
  35. Шерхунаева И.И., Михайлова О.С. Моделирование основных факторов межличностных отношений с помощью методики ДМО Т. Лири // Сибирский психологический журнал. 2015. № 55. С. 97–106.
  36. Золотовицкий Р.А. Социометрия Я.Л. Морено // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. № 2. С. 107–121.
  37. Петрановский А.В., Галимзянова М.В. Самовосприятие и межличностные отношения взрослых в связи с их сиблинговой позицией и субъективными переживаниями детства // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. 2015. Т. 3. С. 169–174.
  38. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2007. 350 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах