ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВУЗА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «СТРАТЕГИЯ-2020»


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье раскрывается сущность воспитательного потенциала в высшем учебном заведении сквозь призму положений программы «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». Основное внимание в работе уделено установлению соответствия поставленных Правительством направлений развития отечественной системы высшего образования и возможности использования с этой целью воспитательного потенциала вуза. Дана характеристика воспитательного потенциала высшей школы как многофакторного явления, которое, по мнению автора, оказывает огромное воздействие на конечный продукт процесса подготовки в вузе, а именно выпускника, рассматриваемого как будущего специалиста. Предпринята попытка раскрыть структуру, основные функции, возможности и задачи воспитательного потенциала. Интересной является точка зрения автора, согласно которой происходит деление участников образовательного процесса на внешних и внутренних агентов, которым также дана характеристика. Опираясь на имеющиеся в науке данные, посвященные проблеме воспитательного потенциала высшей школы, исследователь говорит о том, что основной движущей силой в становлении воспитательной среды вуза является студенческое самоуправление. Выделенные и обобщенные в статье данные могут и должны быть пристально рассмотрены руководителями высших учебных заведений, методическими объединениями и коллективами. Делается вывод о том, что понимание структуры воспитательного потенциала, а также стремление следовать заданным критериям, описанным в Стратегии, поможет государству и обществу построить новый, отвечающий современным требованиям вид учебного заведения.

Об авторах

Анна Николаевна Гусарова

Межрегиональный открытый социальный институт, Йошкар-Ола

Автор, ответственный за переписку.
Email: gusarovaann@mail.ru

кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой общей и специальной психологии и педагогики

Россия

Список литературы

  1. РФ. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р.
  2. Алиева Л.В., Руденко И.В. Ценностноцелевые приоритеты внеучебной деятельности современного вуза // Стратегия и ресурсы социального воспитания: вызовы XXI века: материалы Международной научно-практической конференции. Новосибирск: НГПУ, 2012. С. 179–186.
  3. Перспективные модели воспитания школьников и студентов / под ред. Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. М.: ФГБНУ ИСТО РАО, 2015. 212 с.
  4. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон. М.: Омега-Л, 2014. 134 с.
  5. Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1993. 1628 с.
  6. Кульневич С.В. Педагогика самоорганизации: феномен содержания. Воронеж: МОДЭК, 1997. 230 с.
  7. Колесникова Е.В. Эстетическое самовоспитание и развитие творческого потенциала будущего инженера : автореф. дис ... канд. пед. наук. Киев, 1989. 19 с.
  8. Браже Т.Г. Из опыта развития общей культуры учителя // Педагогика. 1993. № 2. С. 70–75.
  9. Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М.: Педагогика, 1970. 232 с.
  10. Ярмакеев И.Э. Воспитательный потенциал образовательного процесса в вузе: системно-методологический анализ // Филология и культура. 2010. № 19. С. 164–169.
  11. Боднар А.М. Педагогический потенциал учителя: личностно-гуманистический аспект : дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 1993. 194 с.
  12. Парнюк М.А. Возможность и действительность. Киев: Наук. Думка, 1989. 288 с.
  13. Галимова Э.З. Педагогический потенциал воспитательной среды вуза в повышении эффективности профессиональной социализации студентов // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 4-1. С. 109–112.
  14. Нефедова Н.А. Воспитательный потенциал студенческого самоуправления вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2010. № 2. С. 88–91.
  15. Чирков О.А. Студенческие организации: теория и практика управления. М.: РЭА, 2000. 20 с.
  16. Методика воспитательной работы / под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2004. 144 с.
  17. Пономарев А.В. Воспитательный потенциал студенческого самоуправления // Знание. Понимание. Умение. 2008. № 1. С. 106–110.
  18. Шафиков М.Т. Потенциал: сущность и структура // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 1. С. 236–245.
  19. Мудрость воспитания: книга для родителей / сост. Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. М.: Педагогика, 1989. 304 с.
  20. Алиева Л.В. Воспитательный потенциал образовательной деятельности вуза ценностная основа формирования общепрофессиональных компетенций студентов // Казанский педагогический журнал. 2015. № 4-1. С. 278–284.
  21. Сапожникова Н.В., Ценаев Д.Л. Влияние педагогического потенциала вуза на воспитание профессиональной культуры будущих спортивных педагогов // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014. Т. 38. № 2. С. 165–169.
  22. Щуркова Н.Е. Новые характеристики воспитательного процесса и профессиональная подготовка педагога // Технологическая психолого-педагогическая подготовка учителя к воспитательной деятельности: сборник тезисов докладов на конференции. Барнаул: Барнаульский государственный педагогический университет, 1996. С. 10–11.
  23. Казимирская И.И. Педагогическая среда университета как пространства профессионально-личностного развития будущего специалиста // Сборник научных статей. В 2 т. Т. 1. Габрово: ЕКС-ПРЕС, 2012. С. 49–54.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах