ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПОНЕНТНО-МОДУЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность выбранного для исследования вопроса напрямую связана с преобразованиями современной системы образования в Российской Федерации, с необходимостью организации процесса подготовки будущих специалистов, гарантирующего возможность реализовать себя в профессиональной деятельности, быть конкурентоспособным на рынке труда. Важной становится задача повышения качества подготовки специалистов, в которой наряду с другими качествами акцентируется внимание на формировании стремления получать новые знания, осмыслении познавательных ценностей, переосмысления результатов своей образовательной деятельности. Данная проблема решается при помощи разработки компонентно-модульной организации процесса обучения. Такая организация рассматривается как адекватная целям подготовки будущих специалистов, как фактор повышения функциональности и эффективности образовательного процесса в вузе. В статье рассматривается сущность компонентно-модульной организации процесса обучения в вузе, ее компоненты, функции. Описаны целевой, процессуальный, содержательный, технологический, методический, проектировочный, рефлексивный компоненты, которые обусловливают реализацию компонентно-модульной организации процесса обучения. Их совокупность направлена на раскрытие содержания определенной учебной темы или учебной дисциплины. Это обеспечивает формирование динамичной совокупности знаний, умений, способностей и личностных качеств, которые будут продемонстрированы студентом после завершения образовательной программы или ее части. Рассматриваются функциональные характеристики каждого компонента. Подчеркивается, что управленческая функция направлена на включение каждого студента в активную учебно-познавательную деятельность, формирование самостоятельности студентов в процессе обучения. Содержательные характеристики компонентно-модульного обучения представлены как сконструированный блок учебной дисциплины. В этом блоке сформулированы дидактические цели, дано содержание учебного материала, методические рекомендации для студентов, включена система контроля. Данные аспекты раскрывают основные характеристики компонентно-модульной организации процесса обучения, в основе которой содержание структурируется в модуль. Модуль представляет собой самостоятельный элемент, концептуальную единицу учебного материала. Сформулировано понятие компонентно-модульной организации процесса обучения – конструирование учебных программ в единстве технологической, методической и организационной сторон процесса подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности.

Об авторах

Татьяна Юрьевна Шинявская

Уральский федеральный университет, Екатеринбург

Автор, ответственный за переписку.
Email: soushko@mail.ru

старший преподаватель

Россия

Татьяна Сергеевна Берсенева

Уральский федеральный университет, Екатеринбург

Email: tatber@mail.ru

старший преподаватель

Россия

Наталья Владимировна Скоробогатова

Уральский государственный университет путей сообщения, Екатеринбург

Email: skorobogatovanv@gmail.com

доцент

Россия

Список литературы

  1. Ахметжанова Г.В., Павлова Е.С., Кошелева Н.Н. Социализация личности в процессе реализации кредитно-модульной системы обучения в вузе // Теплофизические и технологические аспекты повышения эффективности машиностроительного производства: сборник трудов IV Международной научно-технической конференции (Резниковские чтения). Тольятти: ТГУ, 2015. С. 316–318.
  2. Ахметжанова Г.В., Руденко И.В., Груздова И.В., Дрыгина Е.Н., Кустов Ю.А., Медяник Г.А., Сундеева Л.А. Полиаспектная подготовка современного педагога. М.: Академия Естествознания, 2011. 173 с.
  3. Ермоленко В.А., Данькин С.Е. Блочно-модульная система подготовки специалистов в профессиональном лицее. М.: ЦПНО ИТОП РАО, 2002. 162 с.
  4. Голованова Ю.В. Модульность в образовании: методики, сущность, технологии // Молодой ученый. 2013. № 12. С. 437–442.
  5. Карпов В.В., Катханов М.Н. Инвариантная модель интенсивной технологии обучения при многоступенчатой подготовке в вузе. СПб.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. 141 с.
  6. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34–42.
  7. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас: Швиеса, 1989. 271 с.
  8. Балавина А.Н. Повышение эффективности блочно-модульного обучения в развитии интеллектуальных качеств специалиста в вузе : автореф. дис. … канд. пед. наук. Калининград, 2005. 24 с.
  9. Коц-Сенюх Г. Модульные концепции обучения и их эффективность в развитии интеллекта студентов // Современная высшая школа. 1990. № 2. С. 67–74.
  10. Коняева Е.А. Формирование готовности будущих учителей к реализации технологии модульного обучения : автореф. дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2004. 26 с.
  11. Борисова Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию. М.: ВИПК МВД России, 1999. 174 с.
  12. Морозова H.A., Голованова Ю.В. Модульность в образовании: методики, сущность, технологии // Молодой ученый. 2013. № 12. С. 437–442.
  13. Ярочкина Г.В., Ефимова С.А. Методика проектирования учебных материалов на модульно-компетентностной основе для системы довузовского профессионального образования. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. 177 с.
  14. Глухова Е.А. «Модульное обучение» как новое направление системы образования // Психологическое сопровождение профессионального образования: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Челябинск: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2006. С. 61–62.
  15. Конев В.В., Мерданов Ш.М., Медведев А.В., Шаруха А.В. Использование междисциплинарных связей в преподавании технических дисциплин // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2016. № 2. С. 54–58.
  16. Мерданов Ш.М., Медведев А.В., Конев В.В., Волкова Е.В. Междисциплинарные связи как основа преподавания дисциплины // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2016. № 1. С. 36–40.
  17. Медведев В.П., Денисова Л.Н. Модульно-компетентный подход к новым государственным образовательным стандартам // Фундаментальные исследования. 2009. № 2. С. 96–99.
  18. Данилина Е.А. Обучение студентов вуза английскому языку на основе компетентностно-модульной организации учебного процесса : дис. … канд. пед. наук. Н. Новгород, 2013. 249 с.
  19. Лебедева М.Б., Соколова Е.И. Модульный подход к обучению и возможности его организации в курсе информатики // Информатика и образование. 1997. № 5. С. 75–80.
  20. Петрова М.А. Развитие самообразовательной деятельности студентов вуза на основе модульной технологии обучения : автореф. дис. … канд. пед. наук. Омск, 2007. 24 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах