ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассмотрено понятие «психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса» как научная категория, проанализированы его теоретические аспекты, определена важность его реализации в образовательной организации. Актуальность обращения к проблеме психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса обусловлена, прежде всего, потребностью современного социума в людях, не только занимающих активную гражданскую позицию, способных к состраданию и сопереживанию, но и обладающих широким кругозором, развитым интеллектом, глубокими системными знаниями, развитыми просоциальными ценностными ориентациями. Психологическая служба образовательной организации способствует интенсификации личностного развития всех участников образовательного процесса через организацию психолого-педагогического сопровождения. Автором предложено к рассмотрению теоретическое обоснование психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса путем выявления сущности и содержания понятий «сопровождение», «педагогическое сопровождение», «психологическое сопровождение».

Теоретическая значимость исследования, представленного в статье, обусловлена анализом отдельных понятий как составляющих, поясняющих и дополняющих изучаемое. В статье изложены различные точки зрения исследователей на содержание понятия и понимание процесса организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся в условиях образовательной организации. Особое внимание автор уделяет анализу понятий «педагогическое сопровождение» и «психологическое сопровождение», отмечая их самостоятельность, необходимость разграничения, но считая, что они становятся наиболее эффективными, когда интегрируются и образуют самостоятельное по содержанию и специфическое в реализации психолого-педагогическое сопровождение. На основе проведенного теоретического исследования и семантического анализа рассмотренных в статье трактовок понятия предложено авторское определение психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Подчеркнуто значение сопровождения для личностного развития обучающихся, эффективного преодоления ими трудностей, возникающих в образовательном процессе, сделан акцент на учете интересов обучающихся и сохранении целостности их внутреннего мира как обязательных условий реализации сопровождения.

Автор приходит к выводу о необходимости разработки содержательного наполнения психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса с обязательным учетом существующих требований федерального государственного образовательного стандарта и ожиданий общества.

Об авторах

Валерия Николаевна Раскалинос

Евпаторийский институт социальных наук (филиал) Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского, Евпатория

Автор, ответственный за переписку.
Email: raskalinos-2014@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Социальная педагогика и психология»

Россия

Список литературы

  1. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. М.: АСТ, 2008. 1054 с.
  2. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современное написание. М.: АСТ, 2010. 815 с.
  3. Глуханюк Н.С. Психология профессионализации педагога. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2005. 261 с.
  4. Шиянов Е.Н. Гуманизация педагогического образования: проблемы и перспективы. М.: Академия, 1991. 372 с.
  5. Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение школьников. М.: Академия, 2002. 208 c.
  6. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / под ред. Л.М. Шипицыной, Е.И. Казаковой. СПб.: Ин-т спец. педагогики и психологии, 2000. 108 с.
  7. Рожков М.И. Социально-педагогическое сопровождение: концептуальное осмысление процесса // Психология и педагогика социального воспитания: материалы научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения А.Н. Лутошкина. Кострома: КГУ, 2005. С. 322–329.
  8. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: теория и практика. М.: Академический Проект, 2004. 192 с.
  9. Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Организация индивидуального образования в школе (теория и практика). М.: Сентябрь, 2004. 208 с.
  10. Кучерова О.Е. Становление Человека и основные каноны педагогической поддержки личности // Известия Академии педагогических и социальных наук. 2008. № 2. С. 174–178.
  11. Холод В.Л., Холод А.В. Социально-педагогическая защита детей и молодежи в процессе психолого-педагогического сопровождения в условиях единого воспитательного пространства сельского района // Известия Академии педагогических и социальных наук. 2008. № 2. С. 196–202.
  12. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. СПб.: ДОРВАЛЬ, 1993. 96 с.
  13. Ядрихинский А.М. Психологическое сопровождение личностного развития учащихся в образовательном процессе // Сибирский педагогический журнал. 2006. № 6. С. 224–229.
  14. Яничева Т.Г. Психологическое сопровождение деятельности школы. Опыт. Подходы. Находка // Журнал практического психолога. 1999. № 3. С. 101–119.
  15. Нет причин для пробуксовки (беседа с Е.А. Козыревой) // Школьный психолог. 2000. № 10. С. 14–16.
  16. Слободчиков В.И., Шувалов А.В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей // Вопросы психологии. 2001. № 4. С. 91–105.
  17. Кобзарева И.И. Психологическое сопровождение как направление деятельности психологической службы в системе профильного обучения // Наука. Инновации. Технологии. 2010. № 4. С. 95–101.
  18. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И. Работа психолога в начальной школе. М.: Совершенство, 1998. 352 с.
  19. Казакова Е.И. Система комплексного сопровождения ребёнка: от концепции к практике // Психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение развития ребёнка: материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства, 1998. C. 45–48.
  20. Козырева Е.А. Психологическое сопровождение школьников, их учителей и родителей // Журнал практического психолога. 1998. № 4. С. 71–75.
  21. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. М.: Психол. общ. России, 2000. 224 с.
  22. Нагорная Г.А. Методологические и технологические основы психолого-педагогического сопровождения молодого поколения в процессе формирования профессионального мышления личности на этапе межпоколенческого перехода // Известия Академии педагогических и социальных наук. 2008. № 2. С. 169–173.
  23. Субботина Л.Г. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях личностно-ориентированного обучения : автореф. дис. … канд. пед. наук. Кемерово, 2002. 22 с.
  24. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997. 298 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах