МОНИТОРИНГ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ С ПОМОЩЬЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность статьи продиктована новыми требованиями к процессу образования, в частности к контрольно-оценочной системе. Контроль приобретает все большее значение, в том числе и для обучающихся. Контролирующие мероприятия меняют свой характер и смещаются от традиционных форм к аутентичным, предполагающим использование в контроле релевантных оценочных средств. Показано, что педагогические тесты, представляющие собой особую совокупность заданий, позволяют давать объективную, сопоставимую и даже количественную оценку качества подготовки обучаемых в заданной образовательной области. Описаны основные виды тестовых заданий с указанием их направленности на проверку тех или иных показателей обученности у студентов. Показано применение на протяжении многих лет гомогенных педагогических тестов для мониторинга успеваемости студентов на кафедре высшей математики и прикладной информатики Самарского государственного технического университета. Приведены данные анализа статистических характеристик отдельных тестов до и после внесенных в них изменений, свидетельствующие о возможности корректирования и обновления тестовых заданий с сохранением качественных показателей их надежности и валидности. Это говорит о состоятельности применяемых тестов. Показано, что творческие способности обучаемых можно проверять с помощью тестов третьего и четвертого уровней, использующих трансформацию учебного материала и межпредметные связи.

Многолетняя практика использования совокупности различных комбинаций тестовых заданий позволяет говорить о тестировании как об эффективном средстве объективного контроля и сделать вывод о целесообразности применения педагогических тестов для мониторинга успеваемости студентов.

Об авторах

Елена Николаевна Рябинова

Самарский государственный технический университет, Самара

Email: eryabinova@mail.ru

доктор педагогических наук, профессор кафедры «Высшая математика и прикладная информатика»

Россия

Ирина Николаевна Буланова

Самарский государственный технический университет, Самара

Автор, ответственный за переписку.
Email: i-bulanova@bk.ru

ассистент кафедры «Высшая математика и прикладная информатика»

Россия

Список литературы

  1. Рябинова Е.Н. Адаптивная система персонифицированной профессиональной подготовки студентов технических вузов. М.: Машиностроение, 2009. 258 с.
  2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ МарТ, 2005. 448 с.
  3. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. М.: Логос, 2002. 432 с.
  4. Олейник Н.М. Тест как инструмент измерения уровня знаний и трудности заданий в современной технологии обучения. Донецк: ДонГУ, 1991. 256 с.
  5. Ким В.С. Тестирование учебных достижений. Уссурийск: УГПИ, 2007. 214 с.
  6. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. Книга для преподавателей вузов, техникумов и училищ, учителей школ, гимназий и лицеев. М.: Ассоциация инженеров-педагогов, 1996. 191 с.
  7. Буланова И.Н., Евдокимов М.А. Анализ подготовленности студентов-первокурсников к изучению высшей математики // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. № 2. С. 38–41.
  8. Буланова И.Н., Евдокимов М.А. Тестовые технологии мониторинга текущей успеваемости студентов по курсу высшей математики // Образовательные и современные проблемы постиндустриального общества: сборник. Великий Новгород: Новгородский филиал СПб ГУСЭ. 2012. С. 15–25.
  9. Лиманова Л.В., Муратова Л.А. Анализ качества теста из курса высшей математики по теме «Линейная алгебра, аналитическая геометрия» // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015. № 2. С. 113–122.
  10. Лиманова Л.В. Повышение надёжности педагогического теста «Линейная алгебра, аналитическая геометрия» // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016. № 2. С. 75–81.
  11. Муратова Л.А. Качественные изменения педагогического теста «Линейная алгебра, аналитическая геометрия» // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016. № 2. С. 82–88.
  12. Беспалько В.П. Природосообразная педагогика: лекции по нетрадиционной педагогике. М.: Народное образование, 2008. 512 с.
  13. Тренировочные тесты по общему курсу высшей математики. Разделы 11–15. Куйбышев: Куйбыш. политехн. ин-т, 1989. 24 с.
  14. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Оценка качества подготовки обучающихся в рамках требований ФГОС ВПО: создание фондов оценочных средств для аттестации студентов вузов при реализации компетентностно-ориентированных ООП ВПО нового поколения: установочные организационно методические материалы семинарского цикла. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. 30 с.
  15. Краснов Ю.Э. Руководство по разработке тестовых заданий и конструированию педагогических тестов. М.: Просвещение, 2007. 26 с.
  16. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: fgosvo.ru.
  17. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Современные средства оценивания результатов обучения. М.: Академия, 2009. 224 с.
  18. Рябинова Е.Н., Бесперстова Е.Н. Организация самообразовательной деятельности студентов технических университетов при изучении векторной алгебры. Самара: СамГУПС, 2015. 167 с.
  19. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2000. 272 с.
  20. Современные образовательные технологии / под ред. Н.В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2013. 432 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах