КОМПОНЕНТЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
- Авторы: Афлятунова Н.А.1, Курунов В.В.1
-
Учреждения:
- Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, Уфа
- Выпуск: № 4 (2016)
- Страницы: 23-27
- Раздел: Психологические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/254
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-4-23-27
- ID: 254
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность исследования, представленного в статье, обусловлена тем, что проблема совместной деятельности в психологической науке не является новой, дискуссия о ее структурных элементах продолжается и по сегодняшний день. Рассмотрены труды отечественных и зарубежных исследователей по вопросу совместной деятельности в процессе решения задач. Показаны отличительные особенности участников совместной деятельности в процессе решения задач. Авторами обращается внимание на то, что часто исследователями игнорируется определение понятия «задача», и описание сводится к проблемной ситуации. Немаловажным является рассмотрение совместной деятельности в контексте решения задач. Заметим, что задачи, встающие перед сотрудниками организации, могут быть разного характера и содержания, что предполагает участие различных специалистов при решении каждой новой задачи. В связи с этим становится актуальным вопрос организации эффективного взаимодействия между сотрудниками организации таким образом, чтобы каждая задача была решена максимально эффективно и в сжатые сроки. При условии высокого уровня профессиональных знаний на данный показатель будет влиять набор личностных характеристик каждого участника взаимодействия в процессе решения задачи.
В статье описана теоретическая модель совместной деятельности, а также приводятся результаты факторного анализа, позволившего эмпирическим путем проверить правильность теоретической модели. Выделены виды совместной деятельности в процессе решения задач: собственно совместная деятельность, сотрудничество и сотрудничающее взаимодействие. Каждому виду совместной деятельности дана исчерпывающая характеристика исходя из следующих параметров: время взаимодействия, степень слаженности действий, достижение целей. Рассмотрены компоненты процесса совместной деятельности в процессе решения задач, характерные для каждого ее вида: когнитивный, личностный, поведенческий. Когнитивный компонент включает в себя интеллект и креативность. Структурными элементами личностного компонента выступили направленность личности и ее мотивация. Групповой компонент представлен групповыми ролями, особенностями общения между участниками взаимодействия и готовностью к сотрудничеству.
Об авторах
Нина Александровна Афлятунова
Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, Уфа
Автор, ответственный за переписку.
Email: AflyatunovaNA@yandex.ru
ассистент кафедры прикладной психологии и девиантологии
РоссияВиктор Валерьевич Курунов
Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, Уфа
Email: KurunovVV@yandex.ru
кандидат психологических наук, декан факультета психологии, доцент кафедры прикладной психологии и девиантологии
РоссияСписок литературы
- Ломов Б.Ф. О путях развития психологии // Вопросы психологии. 1978. № 5. С. 31–43.
- Журавлев А.Л., Нестик Т.А. Психология управления совместной деятельностью: новые направления исследований. М.: Институт психологии РАН, 2010. 248 с.
- Адлер А. Техника лечения // Наука жить. Киев: Port-Royal, 1997. C. 57–76.
- Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе. М.: Экономика, 1975. 269 с.
- Перре-Клермон А.Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. М.: Педагогика, 1991. 248 с.
- Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления. Руководитель и педагогический коллектив. М.: Просвещение, 1990. 100 с.
- Белоусова А.К. Самоорганизация совместной мыслительной деятельности. Ростов н/Д.: Рост. гос. пед. ун-т, 2002. 358 с.
- Даутов Д.Ф. Творческие способности и функциональные роли участников совместной мыслительной деятельности : дис. … канд. психол. наук. Ростов н/Д., 2010. 205 с.
- Донцов А.И. Теоретические принципы и опыт экспериментального исследования групповой сплочённости : автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1975. 23 с.
- Обозов Н.Н. Психические процессы и функции в условиях индивидуальной и совместной деятельности // Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981. С. 24–44.
- Пономарев Я.А. Роль непосредственного общения в решении задач, требующих творческого подхода // Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981. С. 79–91.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д.: Рост. ун-т, 1983. 173 с.
- Растянников А.В., Степанов С.Ю., Ушаков Д.В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве. М.: PerSe, 2002. 319 с.
- Тихомиров О.К. Психология мышления. М.: Моск. ун-т, 1984. 272 с.
- Torrance E.P. Empirical validation of criterionreferenced indicators of creative ability through a longitudinal study // Creative Child and Adult Quarterly. 1981. № 6. P. 136–140.
- Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов // Методология и методы социальной психологии. М.: Наука, 1977. С. 75–82.
- Хащенко Т.Г. Индивидуально-психологические особенности партнеров в процессе совместного решения задач // Вопросы психологии. 1989. № 3. С. 141–144.
- Щербо Н.П. Особенности индивидуального и группового решения задач в условиях совместной деятельности // Вопросы психологии. 1984. № 2. С. 107–112.
- Двинин А.П., Романченко И.А. Психодиагностика: образование и кадровый менеджмент. СПб.: Люмьер, 2015. 148 с.
- Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика личности и малых групп. М.: Институт психотерапии, 2002. 339 с.
- Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2007. 416 с.