ВЗАИМОСВЯЗЬ ПАРАМЕТРОВ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ И САМОРЕГУЛЯЦИИ У СТУДЕНТОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Когнитивный стиль и саморегуляция являются характеристиками личности, которые отражаются на деятельности человека, определяя как уровень необходимых затрат, так и умение их распределять. Такая роль данных характеристик обусловлена тем, что когнитивный стиль определяет индивидуальные особенности в восприятии и переработке информации. Саморегуляция же отражает способность ставить цели, планировать пути их достижения и корректировать свою деятельность в соответствии с внешними (стабильными и изменяющимися) условиями, представления о которых формируются за счет получаемой информации.

В статье представлены результаты исследования наличия взаимосвязи между двумя параметрами когнитивных стилей и компонентами саморегуляции, проведенного с целью выявления возможности прогнозирования продуктивности профессиональной и образовательной деятельности студентов.

Установлено, что преобладание одних параметров когнитивного стиля коррелирует с определенными параметрами саморегуляции и креативности (как профессионально важным качеством). При этом усредненные показатели по этим параметрам приводят к однонаправленности в восприятии информации, возникновению трудностей в продуцировании и разработке новых идей, а также в их реализации через выдвижение конкретных целей деятельности. Так, ограничивающими креативность факторами могут выступать потребность во внешнем контроле и неумение самостоятельно распределить силы, узкая сфера интересов и игнорирование выходящей за ее пределы информации, неумение прогнозировать последствия своей деятельности, маленький эмоциональный репертуар и преобладание логических рассуждений. Также целостность восприятия информации проявляется в показателях саморегуляции, а именно недостаточном планировании, разработке схемы действий и следовании ей. Однонаправленность в восприятии сказывается и на неточностях оценки себя и возможностей ситуации.

Об авторах

Дарья Николаевна Гриненко

Кемеровский областной колледж культуры и искусств, Кемерово

Автор, ответственный за переписку.
Email: daria_grinenko@mail.ru

педагог-психолог

Россия

Список литературы

  1. Доленко Г.Н. Проблемы среднего профессионального образования // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 9. С. 112–115.
  2. Вьюшкова С.С. Особенности профессионального обучения и адаптации лиц различных когнитивных стилей интеллектуальной деятельности // Педагогика и психология, теория и методика обучения. 2007. № 53. С. 284–287.
  3. Когнитивная психология / под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002. 480 с.
  4. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. СПб.: Питер, 2004. 384 с.
  5. Беловол Е.В. Когнитивные стили: функциональный подход // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2007. № 3-4. С. 20–30.
  6. Клаус Г. Когнитивные стили // Педагогическая хрестоматия. СПб.: Питер, 2006. С. 111–136.
  7. Клевцов А.А., Морозова И.С. Проявление когнитивно-стилевых характеристик деятельности в связи с параметрами самореализации личности студентов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 3. С. 152–155.
  8. Шкуратова И.П. Когнитивный стиль и общение. Ростов н/Д.: Ростовский педагогический ун-т, 1994. 156 с.
  9. Жбанкова Н.В., Лукьяненко Н.В. Особенности структурной организации когнитивных стилей личности // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2006. № 1. С. 175–182.
  10. Морозова И.С., Гольдшмидт Е.С. Детерминанты стилевой организации когнитивного поведения. Кемерово: Кемеровский университет, 2009. 180 с.
  11. Каменских Д.В. Дихотомия «интегральность – дифференциальность» как сквозная характеристика когнитивного стиля // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 1. С. 1–5.
  12. Отт Т.О. Саморегуляция учебно-профессиональной деятельности личности в период ранней взрослости // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2012. № 6. С. 33–36.
  13. Моросанова В.И. Психология саморегуляции. СПб.: Нестор-История, 2012. 280 с.
  14. Привалова С.Ю. Саморегуляция учебной деятельности и личное развитие студента // Известия Саратовского университета. Серия: Социология. Политология. 2011. Т. 11. № 1. С. 27–30.
  15. Крылова Н.Н. Саморегуляция как ресурс самообразовательной деятельности студента // Вестник Пензенского государственного университета. 2013. № 1. С. 3–8.
  16. Дворникова Т.А. Мотивация учебной деятельности и саморегуляция студента // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Социология. 2011. № 3. С. 79–84.
  17. Евтух Т.В., Турышева Н.Н. Взаимосвязь когнитивных стилей и личностных характеристик студентов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 10. С. 100–101.
  18. Морева Н.А. Место колледжей в системе непрерывного образования // Среднее профессиональное образование. 2009. № 5. С. 16–18.
  19. Вишнякова Н.Ф. Психологические тесты «Креативный потенциал». Минск: Дэбор, 1999. 240 с.
  20. Толочек В.А. Проблема стилей в психологии: историко-теоретический анализ. М.: Институт психологии РАН, 2013. 320 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах