ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ПРОКРАСТИНАЦИИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ЛИЧНОСТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВРЕМЕНИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА
- Авторы: Чеврениди А.А.1
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва
- Выпуск: № 4 (2016)
- Страницы: 48-52
- Раздел: Психологические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/259
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-4-48-52
- ID: 259
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению проблемы эффективного использования времени и такого иррационального явления, как академическая прокрастинация, которые приобретают особую значимость, о чем свидетельствует возрастающий научный интерес к технологиям тайм-менеджмента и увеличение количества научных публикаций по данной проблематике. Актуальность исследования прокрастинации связана с требованиями к профессиональной и личностной своевременности, выдвигаемыми к современному человеку. В статье дается определение понятий «прокрастинация», «сознательная регуляция деятельности», «временная компетентность» с позиций различных авторов. Проводится обзор русской и переводной зарубежной литературы, посвященной изучению указанной проблематики, а также описывается ряд важнейших научных исследований в данной области. Выделяются основные виды прокрастинации, присущие людям в различных сферах жизни. В психологии под прокрастинацией понимается сознательное иррациональное откладывание субъектом выполнения намеченных дел, несмотря на то что это повлечет за собой негативные последствия. В свою очередь, академическая прокрастинация подразумевает задержку в выполнении учебных задач и связана с несформированностью у школьников и студентов необходимых учебных навыков, их неорганизованностью и забывчивостью. Следствием такого поведения может стать снижение успеваемости и результативности обучения. В связи с этим был проведен анализ феномена академической прокрастинации во взаимосвязи с особенностями организации студентами времени своей жизни. В исследовании принимали участие студенты в составе 60 человек. По результатам исследования выявлена положительная корреляционная взаимосвязь между прокрастинацией студентов и определенным типом временной перспективы, показателем временной компетентности личности и персональными дезорганизаторами времени.
Об авторах
Анастасия Андреевна Чеврениди
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва
Автор, ответственный за переписку.
Email: chewrenidi2011@yandex.ru
аспирант
РоссияСписок литературы
- Сеченов И.М. Психология поведения. М.: Юрайт, 2016. 327 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 720 с.
- Абульханова К.А. Психология и сознание личности: проблемы методологии, теории и исследования реальной личности. Воронеж: МОДЭК, 1999. 224 с.
- Болотова А.К. Психология организации времени. М.: Аспект Пресс, 2006. 254 с.
- Енькова Л.П. Временная компетентность у студентов педагогических специальностей и проблема ее диагностики // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 123–126.
- Токарева О.О. Временная компетентность как составляющая профессиональной компетентности будущего бакалавра гуманитарных специальностей // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2012. № 1. С. 121–136.
- Болотова А.К. Человек и время в познании, деятельности, общении. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. 283 с.
- Кузьмина О.В. Проявление компетентности во времени у педагогов в ситуациях информационных перегрузок в условиях освоения виртуальных технологий обучения // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С. 98–102.
- Шухова Н. Организация времени старшеклассника. Спецкурс по психологии. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996. 46 с.
- Lay C.H. At last, my research article on procrastination // Journal of research in personality. 1997. Vol. 11. P. 267–278.
- Akinsola M.K., Tella A., Tella A. Correlates of academic procrastination and mathematics achievement of university undergraduate students // Eurasia journal of mathematics, science & technology education. 2007. Vol. 3. P. 363–370.
- Варваричева Я.И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования // Вопросы психологии. 2010. № 3. С. 121–131.
- Дородейко А.В. Связь уровня прокрастинации с успешностью профессионального самоопределения // Студенческое научное общество СПбГУ. 2013. URL: sno.nekrasovspb.ru/publ.php?event=3&id=210.
- Зверева М.В. Адаптация опросника PASS на российской выборке // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 1. С. 79–84.
- Шамшикова О.А., Кормачева И.Н. К вопросу о психологическом феномене «прокрастинация» // Развитие человека в современном мире. 2014. № V-1. С. 253–270.
- Milgram N.A., Batory G., Mowrer D. Correlates of academic procrastination // Journal of school psychology. 1993. Vol. 31. P. 487–500.
- Milgram N.N., Tenne R. Personality correlates of decisional and task avoidant procrastination // European journal of personality. 2000. Vol. 14. P. 141–156.
- Solomon L.J., Rothblum E.D. Academic procrastination: frequency and cognitivebehavioral correlates // Journal of counseling psychology. 1984. Vol. 31. P. 503–509.
- Ковылин В.С. Теоретические основы изучения феномена прокрастинации // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2013. № 2. С. 22–41.
- Калинин С.И. Тайм-менеджмент: практикум по управлению временем. СПб.: Речь, 2006. 371 с.
- Юдеева Т.Ю., Гаранян Н.Г., Жукова Д.Н. Апробация опросника студенческой прокрастинации С. Lay // Психологическая диагностика. 2011 № 2. С. 84–94.
- Кузьмина О.В. Методика диагностики личностных дезорганизаторов времени // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2011. № 6. С. 12.
- Сырцова А., Соколова Е.Т., Митина О.В. Адаптация опросника временная перспектива личности Ф. Зимбардо // Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 3. С. 101–109.
- Зарипова Т.В., Данилова Н.А. Взаимосвязь академической прокрастинации и учебной мотивации студента // Омский научный вестник. 2015. № 4. С. 122–125.
- Виндекер О.С., Останина М.В. Формальный и содержательный анализ шкалы общей прокрастинации C.H. Lay (на примере студенческой выборки) // Актуальные проблемы психологического знания. 2014. № 1. С. 116–126.