СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
- Авторы: Валитова Е.Ю.1
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск
- Выпуск: № 3 (2016)
- Страницы: 9-15
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/272
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-3-9-15
- ID: 272
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассмотрены существующие подходы к решению проблем профессионального самоопределения студентов вузов, показана необходимость развития общего системного подхода, обеспечивающего процесс субъективизации и индивидуализацию профессионально-личностного развития будущих профессионалов. Проанализированы основные принципы педагогического проектирования, в соответствии с которыми разработана модель педагогической поддержки процесса профессионального самоопределения студентов вуза. Обосновано рассмотрение образовательного пространства вуза как педагогизированной среды, которая дает возможность формирования субъектной позиции студентов, индивидуализации профессионально ориентированных образовательных выборов и персонализации при их реализации. Структура образовательного пространства вуза интегрирует формальное (академическое) образование, регламентированное ФГОС и основными образовательными программами по направлениям подготовки, и неформальное педагогическое взаимодействие в сетевой информационной среде вуза. Неформальное взаимодействие представлено информационными ресурсами и дополнительными мероприятиями, обеспечивающими профессионально-личностное развитие студентов и способствующими успешной адаптации студентов и выпускников к рынку труда. Содержательная составляющая процесса педагогической поддержки профессионального самоопределения студентов, в первую очередь бакалавров, соотнесена с содержанием образовательного процесса в контексте уровневой и курсовой системы его организации. В этой связи в статье выделены последовательные этапы процесса педагогической поддержки профессионального самоопределения, отражающие особенности субъектной позиции студентов на разных курсах обучения в вузе. Представлены критерии результативности системы педагогической поддержки профессионального самоопределения студентов вуза, выделены показатели, основанные на проявлении субъектной позиции студентов в планировании и реализации профессионально-личностного развития в образовательном пространстве вуза. Показаны результаты экспериментальной апробации модели процесса педагогической поддержки, которые подтверждают необходимость системного подхода в осуществлении педагогической поддержки студентов вуза в профессиональном самоопределении.
Об авторах
Елена Юрьевна Валитова
Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск
Автор, ответственный за переписку.
Email: valitova-ey@mail.ru
ассистент кафедры теоретической и прикладной механики, аспирант
РоссияСписок литературы
- Хуторской А.В. Доктрина образования человека в Российской Федерации. Проект // Народное образование. 2015. № 3. С. 35–46.
- Кремень С.А. Диагностическое изучение индивидуальных особенностей личности, обеспечивающих эффективность профессионального самоопределения будущего учителя : дис. ... канд. пед. наук. Смоленск, 2000. 190 c.
- Пьянкова Л.А. Индивидуальный подход к проблеме формирования профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 4. С. 10–13.
- Повшедная Ф.В. Теория и практика профессионального самоопределения будущего учителя в условиях педагогического вуза : дис. ... д-ра пед. наук. Н. Новгород, 2002. 426 c.
- Солодова Г.Г. Профессиональное самоопределение студентов как проблема педагогическая // Вестник Кемеровского государственного университета. 2011. № 3. С. 99–103.
- Шляпина С.Ф. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тюмень, 2008. 20 с.
- Шалавина Т.И. Особенности педагогической поддержки профессионального самоопределения учащейся молодежи // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. № 3. С. 100–105.
- Федорова Ю.А. Профессиональное самоопределение студентов высшей школы // Педагогическое образование в России. 2011. № 1. С. 269–273.
- Угарова М.Г. Эффективность профессионального самоопределения студентов педагогического вуза // Вестник Костромского государственного университета им. А.Н. Некрасова. 2006. Т. 12. № 10. С. 79–83.
- Русанова А.А. Профессиональное самоопределение в структуре социального самоопределения студенческой молодежи (социологический анализ) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2011. № 4. С. 156–164.
- Ретунская Т.Н. Личностное и профессиональное самоопределение студентов в процессе обучения // Высшее образование в России. 2009. № 7. С. 74–78.
- Менщикова И.А. Субъектная позиция профессионального самоопределения студентов университета на завершающем этапе их обучения // Фундаментальные исследования. 2014. № 1-1. С. 154–159.
- Фишман Б.Е. Концептуальные основы системы педагогической поддержки личностно-профессионального самоопределения студентов // Педагогическое образование и наука. 2012. № 3. C. 71–75.
- Фишман Б.Е. Гуманитарные технологии педагогической поддержки становления педагога // Педагогическое образование и наука. 2009. № 11. С. 4–9.
- Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М.: ИЦ ПКПС, 2004. 200 с.
- Кузьмина Н.В. Понятие «педагогической системы» и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования. М.: Народное образование, 2002. С. 11–20.
- Стародубцев В.А. Персонализация виртуальной образовательной среды // Педагогическое образование в России. 2015. № 7. C. 24–29.
- Педагогическая система: теория, история, развитие: коллективная монография / под ред. В.П. Бедерхановой, А.А. Остапенко. М.: Народное образование, 2014. 128 с.
- Валитова Е.Ю., Стародубцев В.А. Профессиональное самоопределение студентов вуза в контексте индивидуализации и персонификации образования // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 6. С. 68–74.
- Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований // Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993. С. 3–200.
- Касторнова В.А. Анализ подходов к определению образовательного пространства // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 1. С. 239–244.
- Якушкина М.С. Образовательная среда и образовательное пространство как понятия современной педагогической науки // Человек и образование. 2013. № 2. С. 66–69.
- Валитова Е.Ю., Стародубцев В.А. Профессиональное самоопределение бакалавра: педагогическая поддержка // Высшее образование в России. 2016. № 7. С. 143–151.