ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ АСПИРАНТОВ
- Авторы: Климова А.С.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный университет путей сообщения, Самара
- Выпуск: № 3 (2016)
- Страницы: 32-36
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/276
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-3-32-36
- ID: 276
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассмотрена современная система подготовки научно-педагогических и научных кадров в России, проанализированы ее теоретические аспекты, определена важность индивидуализации и дифференциации процесса обучения аспирантов. Особое внимание автор уделяет анализу индивидуального и дифференциального подходов к обучению на данном этапе развития системы высшего образования, считая, что они являются наиболее эффективными среди современных методов обучения, в том числе и при организации учебного процесса, построенного в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования по программам высшего образования подготовки научных кадров. На основе теоретического анализа изучены индивидуальный и дифференцированный подходы к организации учебного процесса в аспирантуре технического вуза, приведены их определения, уточнено понятие «проектирование индивидуальных образовательных траекторий аспирантов». На основе рассмотренных исследований сделаны выводы о схожести стиля мышления преподавателей технических и естественно-научных дисциплин с аспирантами соответствующих направленностей. Представлен авторский подход к процессу проектирования индивидуальных образовательных траекторий, описаны педагогические условия, обеспечивающие эффективную индивидуализацию и дифференциацию подготовки научно-педагогических кадров, особое внимание уделено педагогическому сопровождению данного процесса. Предложена модель структуры проектирования индивидуальных образовательных траекторий, которая включает в себя четыре этапа: сопроводительный, проектирование, целеполагание, диагностический. Обоснована важность педагогического сопровождения на данном уровне подготовки, которое может осуществляться не только научными руководителями обучающихся, но и сотрудниками отдела аспирантуры, преподавателями дисциплин. Таким образом, использование индивидуальных образовательных траекторий обеспечивает достижение инновационных образовательных целей, формирование личности будущего преподавателя, обладающего потенциалом научного творчества.
Об авторах
Александра Сергеевна Климова
Самарский государственный университет путей сообщения, Самара
Автор, ответственный за переписку.
Email: kli-90@mail.ru
аспирант
РоссияСписок литературы
- Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В.В. Давыдова. Т. 2. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. 669 с.
- Бурлакова Т.В. Индивидуализация профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе: концептуальные основы. Шуя: ШГПУ, 2008. 179 с.
- Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. 188 с.
- Осмоловская И.М. Дифференциация процесса обучения в современной школе. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2004. 176 с.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1989. 815 с.
- Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В.Г. Панова. М.: Педагогика, 1993. 895 с.
- Скаткин М.Н. Дифференциация обучения в средней общеобразовательной школе. Дидактика средней школы. М.: Просвещение, 1979. 319 с.
- Чередов И.М. О дифференцированном обучении на уроках. М.: Просвещение, 1973. 155 с.
- Красинская Л.Ф. Профессионально-психологические различия преподавателей разных кафедр технического вуза // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 2. С. 77–79.
- Красинская Л.Ф. Формирование психолого-педагогической компетентности преподавателя технического вуза в системе дополнительного профессионального образования : дис. … канд. пед. наук. М., 2011. 440 с.
- РФ. Развитие образования на 2013–2020 годы: государственная программа Российской Федерации.
- Глазков А.В. Развитие индивидуального стиля субъекта деятельности // Стратегия повышения качества подготовки специалистов в лингвистическом университете в контексте Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: научно-практическая конференция. Иркутск: ИГЛУ, 2010. С. 7–14.
- Лоренц В.В. Проектирование индивидуально-образовательного маршрута как условие подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности : диc. … канд. пед. наук. Омск, 2001. 250 c.
- Соколова М.Л. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов в вузе : дис. … канд. пед. наук. Архангельск, 2001. 202 с.
- Вербицкий А.А. Совершенствование педагогического процесса в вузе // Советская педагогика. 1986. № 6. С. 75–78.
- Манузина Е.Б. Педагогическое сопровождение студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 1. С. 109–113.
- Бережнова Л.Н., Богословский В.И. Сопровождение в образовании как технология разрешения проблем развития // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2005. Т. 5. № 12. С. 109–123.
- Богословский В.И. Научное сопровождение образовательного процесса в педагогическом университете: методологические характеристики. СПб.: СПбГУ, 2000. 376 с.
- РФ. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон № 273 от 29 декабря 2012 г.
- РФ. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования № 889 от 30 июля 2014 г.