РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДА КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
- Авторы: Косицына Е.Ф.1, Мамаева Ю.А.2, Черновол М.П.3
-
Учреждения:
- Московский государственный машиностроительный университет, Москва
- Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва
- Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина, Елец
- Выпуск: № 3 (2016)
- Страницы: 42-47
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/278
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-3-42-47
- ID: 278
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются особенности реализации метода ключевых слов при подготовке учащихся выпускных классов к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по дисциплинам гуманитарного блока (русский язык, английский язык, обществознание). Актуальность данной статьи обусловлена тем, что при реализации данного метода важная роль отводится формированию личностных результатов обучения на основе метапредметных и межпредметных связей. Цель данной статьи – выявление последовательности действий в процессе реализации метода ключевых слов при подготовке к успешному прохождению итоговой государственной аттестации учениками выпускных классов.
Авторы предлагают использовать метод ключевых слов в рамках подготовки выпускников к написанию эссе и сочинения-рассуждения и демонстрируют схему работы с текстом-стимулом или цитатой. Данный метод предполагает выделение в предлагаемом тексте или высказывании основных слов и понятий, подбор к ним контекстуальных синонимических рядов и антонимических пар. Описанные в статье этапы работы помогают обнаружить конфликт, который рассматривается в тексте или цитате, и сформулировать проблему, найти связь между конкретной темой задания и общей темой, перефразировать исходный тезис и построить последующую систему аргументации.
Реализация метода ключевых слов при подготовке к итоговой аттестации по дисциплинам гуманитарного блока на основе межпредметных и метапредметных связей способна расширить познавательные и коммуникативные умения обучающихся, обеспечить развитие и совершенствование базовых компетенций, овладение межпредметными понятиями.
Об авторах
Евгения Федоровна Косицына
Московский государственный машиностроительный университет, Москва
Автор, ответственный за переписку.
Email: ino@sde.ru
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры «Общие гуманитарные и социальные дисциплины»
РоссияЮлия Александровна Мамаева
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва
Email: spn2004@rambler.ru
кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры «Общая политология»
РоссияМихаил Петрович Черновол
Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина, Елец
Email: main@elsu.ru
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков и методики их преподавания
РоссияСписок литературы
- Герасимова И.А. Введение в теорию и практику аргументации. М.: Логос, 2012. 312 с.
- Ивлев Ю.В. Теория и практика аргументации. М.: Проспект, 2013. 288 с.
- Корчажкина О.М. Как построить систему аргументации контраргументации при написании эссе по английскому языку в формате ЕГЭ? // Иностранные языки в школе. 2014. № 8. С. 7–15.
- Соловова Е.Н., Parsons J. ЕГЭ. Английский язык. Практикум. Письмо. М.: Центр изучения английского языка Е. Солововой, 2011. 55 с.
- Уемов А.И. Логические ошибки. Как они мешают правильно мыслить. М.: Госполитиздат, 1954. 120 с.
- Fava-Verde A., Manning A., Harvey P. Essay writing: course book. University of Readin. UK: Garnet Publishing Ltd., 2007. 44 p.
- Hillocks G. Teaching argument writing, Grades 6-12. Portsmouth: Heinemann, 2011. 40 p.
- Murray N. Writing Essays in English Language and Linguistics: principles, tips and strategies for undergraduates. Cambridge: Cambridge University Press, 2012. 235 p.
- Rimmer W., Vinogradova O., Kozhevnikova L., Verbitskaya M. Exam success. Cambridge: Cambridge University Press, 2013. 296 p.
- Shiach D. How to write essays. Begbroke: How to Books, 2009. 163 p.
- Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика: теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства. Минск: Технопринт, 2000. 376 с.
- Сальникова О.А. Что включает в себя коммуникативная компетенция? // Начальная школа плюс до и после. 2012. № 7. С. 66–70.
- Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. 9 класс. Сочинение на ОГЭ: курс интенсивной подготовки. Ростов н/Д.: Легион, 2015. 96 с.
- ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько. М.: Национальное образование, 2015. 149 с.
- Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2000. 1536 с.
- Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной. М.: Флинта, 2003. 696 с.
- Федеральный банк заданий // Федеральный институт педагогических измерений. URL: fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege.
- Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности // Собрание сочинений. В 5 т. Т. 4. М.: Правда, 1974. С. 118–152.
- Фомина С.А. Готовимся к Единому государственному экзамену. Формирование умения написания эссе. Задания повышенной сложности. М.: Учитель, 2016. 207 с.
- Котова О.А., Лискова Т.Е. ЕГЭ. Обществознание: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов. М.: Национальное образование, 2015. 480 с.