ЭФФЕКТИВНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОВЛАДЕНИЮ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
- Авторы: Нурмухамбетова С.А.1,2
-
Учреждения:
- Саратовский государственный университет, Саратов
- Астраханский государственный технический университет, Астрахань
- Выпуск: № 3 (2016)
- Страницы: 48-52
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/279
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-3-48-52
- ID: 279
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена проблеме педагогического моделирования процесса формирования коммуникативной готовности к овладению иностранным языком у студентов неязыковых специальностей. Исследуя особенности формирования коммуникативной готовности, виды коммуникативных трудностей и особенности обучения иностранному языку в неязыковых вузах, автор приходит к выводу, что эффективное формирование коммуникативной готовности к овладению иностранным языком возможно при создании личностно развивающей модели, объединяющей традиционные и инновационные методики преподавания иностранного языка и стратегии преодоления коммуникативных трудностей. Предложенная модель базируется на программно-целевом методе, идее целостности и системности образовательного процесса вуза, а также проблемном и личностно ориентированном подходах. Модель включает цели деятельности преподавателя, ориентирующие на развитие и саморазвитие сфер индивидуальности студента, а также цели преодоления коммуникативных трудностей общения (эмоциональные, слушания, непонимания речи и др.), трудностей учебной деятельности (познавательные, мотивационные, дисциплинарные и др.), трудностей, вызванных тревожностью, страхом, неуверенностью и др. Выбор эффективных методик преподавания иностранного языка студентам неязыковых специальностей позволяет решить ряд задач: положительно изменить отношение студентов неязыковых специальностей к изучению иностранного языка; повысить уровень сформированности навыков речевой деятельности; выработать умение не теряться в обстановке реального общения; повысить инициативность студентов на занятии; развить креативные способности.
Об авторах
Светлана Александровна Нурмухамбетова
Саратовский государственный университет, Саратов; Астраханский государственный технический университет, Астрахань
Автор, ответственный за переписку.
Email: svet.nurmuhambetova2011@yandex.ru
соискатель кафедры «Методология образования» Саратовского государственного университета, старший преподаватель кафедры «Иностранные языки в инженерно-техническом образовании»
РоссияСписок литературы
- Кабардов M.K., Арцишевская Е.В. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 34–49.
- Каспарова М.Г. Развитие иноязычных способностей как основа индивидуализации обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. 1988. № 5. С. 43–47.
- Китайгородская Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. М.: Изд-во МГУ, 1986. 175 с.
- Мыльцeва Н.А., Пояганова Е.И. Профессионально ориентированное обучение иностранному языку как технология повышения качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2012. № 5. С. 61–63.
- Леонтьев A.A. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. 47 с.
- Прохорова Т.Н., Степанова Т.Ю. Стратегии коммуникативного взаимодействия в процессе изучения иностранного языка. Астрахань: Астраханский университет, 2014. 29 с.
- Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении: спецпрактикум по социальной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1990. 104 с.
- Болoтов В.А., Сериков В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8–14.
- Кан-Калик В.А., Ковалев Г.А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования // Вопросы психологии. 1985. № 4. С. 121–129.
- Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 78–87.
- Федорова О.В. Формирование профессиональной и социокультурной компетенций студентов в процессе изучения иностранного языка в вузе посредством медиаобразовательных технологий // Профессиональное лингвообразование: материалы девятой международной научно-практической конференции. Н. Новгород: НИУ РАНХиГС, 2015. С. 104–109.
- Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. М.: Академия, 2004. 305 с.
- Шост Ю.В. Развитие творческого потенциала учащихся средствами иностранного языка. М.: Русско-американский институт, 2008. 108 с.
- Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. 400 с.
- Рыжов В.В., Плехов А.Н. Психология вторичной языковой личности. Н. Новгород: НГЛУ, 2008. 235 с.
- Мильруд Р.П. Компетентность в изучении языка // Иностранные языки в школе. 2004. № 7. С. 30–36.
- Лабунская В.А., Менджерицкая Е.Д., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения. М.: Академия, 2001. 288 с.
- Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Академия, 2004. 480 с.
- Мухина В.С., Горянина В.А. Развитие, воспитание и психологическое сопровождение личности в системе непрерывного образования: концепция и опыт работы ИРЛ РАО // Воспитание и развитие личности: материалы международной научно-практической конференции. М.: ИРЛ РАО, 1997. С. 4–12.
- Чалова Л.В. Исследование взаимосвязи предметного и личностного планов обучения в условиях диалогического общения : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Н. Новгород, 1999. 23 с.
- Прохорова Т.Н., Нурмухамбетова С.А. К вопросу о формировании коммуникативной готовности к овладению иностранным языком у студентов неязыковых специальностей // Гуманитарные исследования. 2015. № 2. С. 138–142.