ОТНОШЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К БУЛЛИНГУ И ЕГО УЧАСТНИКАМ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению важной социально-психологической проблемы – буллинга, нового понятия для отечественной психологии, но не нового явления нашего общества. Чаще всего понятие «буллинг» используется для анализа случаев травли и насилия в образовательной среде. В статье дано определение буллинга с позиций Американской психологической ассоциации, представлена одна из классификаций буллинга. Описана структура данного явления с позиций диспозиционального подхода. Она включает участников буллинга: агрессоров, жертв (покорных и агрессивных), свидетелей (наблюдателей), которые, в свою очередь, могут активно или пассивно поддерживать агрессора, либо, наоборот, сочувствовать жертве и защищать ее.

В статье представлены результаты эмпирического исследования, проведенного в 2015–2016 гг. в школах города Пскова в 5–10 классах на выборке более 400 человек. Рассматриваются результаты, полученные на выборке десятиклассников, свидетельствующие об отношении старшеклассников к проявлениям насилия в школе, к его участникам: агрессорам, жертвам, свидетелям, а также к учителю и его действиям по предотвращению буллинга. Для эмпирического исследования был применен метод незаконченных предложений, разработанный Л.И. Максименковой.

Анализ полученных результатов позволил сделать выводы о характере отношения старшеклассников к проблеме буллинга, выявить некоторую противоречивость в отношении к агрессорам, жертвам и свидетелям. Полученные данные говорят также о неоднозначной оценке молодыми людьми действий учителя в ситуациях буллинга. Анализ результатов представлен в гендерном аспекте

Об авторах

Диана Ярославовна Грибанова

Псковский государственный университет, Псков

Автор, ответственный за переписку.
Email: dianab81@mail.ru

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии

Россия

Румия Рашидовна Калинина

Псковский государственный университет, Псков

Email: rumia-08@mail.ru

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии

Россия

Лариса Игоревна Максименкова

Псковский государственный университет, Псков

Email: lora_max@mail.ru

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии

Россия

Список литературы

  1. Калинина Р.Р. Буллинг в образовательной среде: проблема и пути изучения // Психология человека в условиях здоровья и болезни: материалы V Международной научно-практической конференции. Тамбов: Бизнес-Наука-Общество, 2015. С. 254–258.
  2. APA Resolution on Bullying Among Children and Youth, July 2004. URL: apa.org/about/policy/bullying.pdf.
  3. McCallion G., Feder J. Student bullying: overview of research, federal initiatives, and legal issues. Washington: Congressional Research Service, 2013. 29 p.
  4. Farmer T.W., Xie H. Agression and school social dynamics: the good, the bad, the ordinary // Journal of School Psychology. 2007. № 45. P. 461–478.
  5. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 3. С. 149–159.
  6. Graham S., Juvonen J. An attributional approach to peer victimization // Peer harassment in school: the plight of the vulnerable and victimized. New York: Guilford Press, 2001. P. 49–72.
  7. Терранова Э., Хиллз У.Е. Буллинг как проблема общественного здоровья: идентификация и управление агрессивным поведением в школьной среде // Вестник Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы. 2014. № 3. С. 22–30.
  8. Olweus D. Bullying at school: what we know what we can do. New York: Wiley-Black-well, 1993. 135 p.
  9. Pozzoli T., Gini G. Active defending and passive bystander behavior in bullying: the role of personal characteristics and perceived peer pressure // Journal of Abnormal Child Psychology. 2010. № 38. P. 815–827.
  10. Fanti K.A., Kimonis E.R. Dimensions of juvenile psychopathy distinguish “bullies”, “bully-victims”, and “victims” // Psychology of Violence. 2013. № 3. P. 396–409.
  11. Петросянц В.Р. Проблема буллинга в современной образовательной среде // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 6. С. 151–154.
  12. Juvonen J., Graham S., Schuster M.A. Bullying among young adolescents: the strong, the week, and the troubled // Pediatrics. 2003. № 112. P. 1231–1237.
  13. Соловьев Д.Н. Буллинг в среде школьников подросткового возраста // Обучение и воспитание: теория и практика. 2013. № 5. С. 19–23.
  14. Wilton M.M., Craig W.M., Pepler D.J. Emotional regulation and display in classroom victims of bullying: сharacteristic expressions of affect, coping styles, and relevant contextual factors // Social Development. 2000. № 9. P. 226–245.
  15. Eslea M., Menesini E., Morita Y., O`Moore M., Mora-Merchan J.A., Pereira B., Smith P.K. Friendship and loneliness among bullies and victims: data from seven countries // Agressive Behavior. 2003. № 30. P. 71–83.
  16. Olweus D., Limber S.P., Flerx V.C., Mullin N., Riese J., Snyder M. Olweus bulling prevention program: schoolwide guide. Hazelden: Center City MN, 2007. 280 p.
  17. Ермолова Т.В., Савицкая Н.В. Буллинг как групповой феномен: исследование буллинга в Финляндии и скандинавских странах за последние 20 лет (1994–2014) // Современная зарубежная психология. 2015. Т. 4. № 1. С. 65–90.
  18. Грибанова Д.Я. Представление о буллинге старшеклассников // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2015. № 23. С. 80–85.
  19. Максименкова Л.И. Представления подростков о буллинге // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. 2015. № 2. С. 201–205.
  20. Бочавер А.А. Травля в детском коллективе: установки и возможности учителей // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. 2014. № 1. С. 47–55.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах