ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
- Авторы: Григорьева Н.В.1, Василевицкая О.В.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара
- Выпуск: № 3 (2016)
- Страницы: 72-77
- Раздел: Психологические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/283
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-3-72-77
- ID: 283
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме мотивации учебной деятельности в условиях вузовского обучения. Известно, что мотивация учения является необходимой для эффективного осуществления учебного процесса. В статье рассматриваются внешний и внутренний тип учебной мотивации, анализируются познавательные и социальные мотивы студентов-первокурсников педагогического вуза, обучающихся на разных факультетах.
Формирование учебной мотивации является тонким и сложным процессом, подверженным влиянию множества различных факторов, в том числе социально-экономических условий конкретного региона, таких как традиционное отношение к престижности высшего образования, востребованность определенных профессий на рынке труда. Поэтому учебная мотивация у студентов вузов разных регионов может иметь свои особенности.
Исходя из этого, целью исследования стало выявление мотивационных предпочтений студентов разных факультетов Самарского государственного социально-педагогического университета и последующий сравнительный анализ полученных данных. В результате опроса первокурсников и обработки статистических данных были выявлены различные факторы, пробуждающие мотивацию к учебной деятельности студентов факультета математики, физики и информатики, факультета экономики, управления и сервиса и факультета физической культуры и спорта, а также проанализированы основные трудности, с которыми столкнулись первокурсники. Представлен сравнительный анализ результатов по разным факультетам и степени удовлетворенности студентов их учебной деятельностью.
Полученные данные позволяют сделать вывод об особенностях мотивационных предпочтений студентов разных специальностей педагогического вуза и могут служить исходным основанием для планирования, определения организационных форм, способов, средств учебного процесса с точки зрения формирования учебной мотивации студентов и повышения качества обучения.
Об авторах
Наталья Владимировна Григорьева
Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара
Автор, ответственный за переписку.
Email: grigoreva@pgsga.ru
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии
РоссияОльга Владимировна Василевицкая
Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара
Email: olgavasil25@gmail.com
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии
РоссияСписок литературы
- Григорьева Н.В. К вопросу о трансформации мотивации в процессе учебной деятельности студентов педагогического вуза // Самарский научный вестник. 2014. № 1. С. 47–50.
- Григорьева Н.В., Самсонова О.С. Психологическое исследование отношения студентов к учебной деятельности и своей будущей профессии // Вестник Поволжской государственной социально-гуманитарной академии. 2013. № 8. С. 204–207.
- Журавлёв Д. Мотивация и проблемы в обучении // Народное образование. 2002. № 9. С. 123–130.
- Овчинников М.В. Динамика мотивации учения студентов педагогического вуза и ее формирование : автореф. … канд. психол. наук. Екатеринбург, 2008. 26 с.
- Дубовицкая Т.Д. К проблеме диагностики учебной мотивации // Вопросы психологии. 2003. № 3. С. 73–78.
- Афанасенкова Е.Л. Мотивы учения и их изменение в процессе обучения студентов ВУЗа : автореф. … канд. психол. наук. М., 2005. 23 с.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004. 304 с.
- Верхова Ю.Л. Формирование личностной и профессиональной направленности студентов в контекстном обучении : автореф. … канд. психол. наук. M., 2007. 30 с.
- Селиверстова С.Ю. Анализ предпочтений абитуриентов в контексте формирования учебно-профессиональной мотивации к обучению в вузе // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 1. С. 242–247.
- Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. 192 с.
- Лях Т.И. Опыт экспериментального формирования личностно значимого мотива учения. Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2004. 133 с.
- Цветкова Р.И. Мотивационная сфера личности студента: условия и средства ее формирования // Психологическая наука и образование. 2006. № 4. С. 76–80.
- Пакулина С.А., Кетько С.М. Методика диагностики мотивации учения студентов педагогического вуза // Психологическая наука и образование. 2010. № 1. С. 1–11.
- Бугрименко А.Г. Внутренняя и внешняя мотивация у студентов педагогического вуза // Психологическая науки и образование. 2006. № 4. С. 51–60.
- Епифанова С. Формирование учебной мотивации // Высшее образование в России. 2000. № 3. C. 106–107.
- Миляева Л.Г., Булгакова В.В. Анализ мотивационных приоритетов потребителей образовательных услуг // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 13. С. 3976–3980.
- Гладкая И.В. Мотивация и мотивы получения высшего профессионального образования современными студентами // Вестник ТОГИРРО. 2012. № S1. С. 66–74.
- Виштак О.В. Мотивационные предпочтения абитуриентов и студентов // Социологические исследования. 2003. № 2. С. 135–138.
- Харченко И.И. Образовательные и профессиональные стратегии молодежи: сигналы среды и индивидуальные мотивы // Россия и россияне в новом столетии: вызовы времени и горизонты развития: исследования Новосибирской экономико-социологической школы. Новосибирск: СО РАН, 2008. С. 457–492.
- Каратабан И.А. Мотивация и доступность высшего образования в современной России // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2011. № 2. С. 167–175.