ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ-ЭКОЛОГОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается актуальность формирования общих компетенций у будущих техников-экологов. Проанализировано понятие «компетенция», а также выделены ее компоненты. Представлены основные результаты опытно-экспериментального исследования, расширяющие теоретические и методологические подходы к формированию общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования. Приведена модель формирования и оценки общих компетенций у студентов-экологов. Разработаны критерии и диагностический инструментарий, позволяющие контролировать процесс формирования у студентов общих компетенций. Подобраны и адаптированы диагностические методики, позволяющие определить уровень сформированности выбранной компетенции по каждому компоненту: мотивационный, когнитивный, деятельностный. Описаны особенности подбора экспериментальных групп. Представлены количественные результаты констатирующего этапа по определению уровня сформированности общих компетенций по каждому компоненту. Рассмотрены педагогические условия формирования общих компетенций, в этих условиях апробирована предложенная модель. Представлены результаты исследования по уровню сформированности понимания социальной значимости своей будущей профессии, проявлению устойчивого интереса к ней у студентов-экологов. Предложен учебно-методический курс «Основы экологии и природопользования», направленный на формирование общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях СПО. Проведен формирующий эксперимент с использованием разработанного учебного курса на базе техникума. Дана оценка результатов исследования по формированию общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования. Приведены количественные данные по итогам формирующего эксперимента по каждому компоненту. Описана динамика роста уровня сформированности общих компетенций. Рассматриваются итоги педагогического эксперимента по определению эффективности разработанной технологии формирования общих компетенций у будущих экологов.

Об авторах

Елена Юрьевна Голохвастова

Тольяттинский государственный университет, Тольятти

Автор, ответственный за переписку.
Email: ya.frolowa@yandex.ru

кандидат педагогических наук

Россия

Георгий Гаджимирзоевич Недюрмагомедов

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала

Email: mgeorg@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент

Россия

Список литературы

  1. РФ. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования по специальности и начального профессионального образования по профессиям // Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: минобрнауки.рф.
  2. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Институт психотерапии, 2002. 490 с.
  3. Абдулхакова Э.М. Выявление уровня сформированности эколого-ориентированной личности на уроках информатики // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2011. № 10. С. 7–13.
  4. Ахметжанова Г.В. Модели и технологии развития педагогической функции личности в процессе непрерывного образования // Педагогическое образование и наука. 2008. № 2. С. 13–17.
  5. Голохвастова Е.Ю., Коростелев А.А. Теоретические основы формирования общих компетенций у студентов-экологов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 29–32.
  6. Голохвастова Е.Ю., Коростелев А.А. Педагогические условия формирования общих компетенций у студентов-экологов // Карельский научный журнал. 2014. № 3. С. 26–29.
  7. Голохвастова Е.Ю., Шендерей П.Э. Моделирование процесса формирования общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 37–40.
  8. Набатова Л.Б., Мазилина Н.А. Педагогические условия формирования методической компетентности педагога профессиональной школы в условиях внедрения ФГОС // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6. С. 133–138.
  9. Платонова Р.И. Организационно-педагогические условия подготовки бакалавров-педагогов в условиях реализации ФГОС 3 + // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2. С. 79–82.
  10. Шамина Н.П. Анализ психолого-педагогических условий развития профессиональной компетентности будущих педагогов в современных исследованиях // Самарский научный вестник. 2014. № 2. С. 132–135.
  11. Масленникова С.Ф. Педагогические условия воспитания эколого-гуманистических ценностей у студентов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8. С. 112–118.
  12. Аниськин В.Н., Замара Е.В. Организационно-педагогические условия формирования информационной компетентности сервис-менеджеров туризма в системе среднего профессионального образования // Самарский научный вестник. 2013. № 1. С. 9–12.
  13. Ярыгина Н.А., Залалетдинов А.Р. Психолого-педагогические условия формирования исследовательской компетенции в вузе как фундаментальная основа повышения качества образования магистров // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4. С. 124–126.
  14. Маслюк Р.В. Проблема развития комплекса «педагогический колледж – педагогический университет» в системе непрерывного педагогического образования (логико-исторический анализ) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 2. С. 23–26.
  15. Саглам Ф.А. Интерактивные методы изучения практикоориентированных разделов психолого-педагогических дисциплин // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 65–68.
  16. Куликова И.В. Интерактивные методы при обучении студентов технического вуза иностранному языку // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7. С. 112–116.
  17. Тимирясова Л.Б. Использование интерактивных мультимедийных проектов в обучении иностранным языкам // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 109–111.
  18. Моллаева К.Р. Интерактивное обучение как важное средство в развитии исследовательских навыков учащихся // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 1. С. 98–104.
  19. Рябухина Е.В., Нуждина М.В. Активные и интерактивные образовательные технологии в вузе // Карельский научный журнал. 2015. № 3. С. 26–29.
  20. Выготский Л.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика Пресс, 1999. 533 с.
  21. Булимова Е.А., Бурков В.В., Казанцева Д.Б. Организационно-деятельностные игры как условие развития самоорганизации профессионала // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 2. № 11. С. 49–54.
  22. Яковлева Е.Л. Многообразные облики игры: попытка философского осмысления // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 87–90.
  23. Знакова Е.С. Развитие творческих способностей учащихся с помощью игровых технологий // Самарский научный вестник. 2014. № 2. С. 33–35.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах