О ПОДГОТОВКЕ И СЕРТИФИКАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНЖЕНЕРА
- Авторы: Ельцов В.В.1, Доронкин В.Г.1
-
Учреждения:
- Тольяттинский государственный университет, Тольятти
- Выпуск: № 2 (2016)
- Страницы: 35-42
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/295
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-2-35-42
- ID: 295
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается комплексная проблема подготовки профессионального инженера в условиях российской двухуровневой системы высшего профессионального образования и его сертификации в государственных или общественно-профессиональных структурах. Актуальность этой проблемы заключается в том, что в настоящее время в России, в отличие от зарубежных стран, практически полностью отсутствует институт профессиональных инженеров, которые смогли бы модернизировать экономику региона, страны в целом и обеспечить ее конкурентоспособность на мировом уровне. Поэтому целью работы является выявление предпосылок и определение основных условий для обеспечения возможности подготовки профессиональных инженеров для российской промышленности на современном этапе развития высшего образования. В работе дается краткий анализ системы подготовки дипломированных инженеров советского периода и существующей на сегодняшний день системы подготовки инженерных кадров в большинстве российских технических вузов. Выявлены основные проблемы и недостатки системы высшего профессионального образования и оценена степень развитости профессиональных сообществ, способных влиять на содержание и критически оценивать образовательные программы вузов. В статье приводится решение проблемы подготовки профессиональных инженеров в Поволжском регионе и в России в целом, которое заключается, во-первых, в создании и реализации компетентностной модели выпускников образовательных программ технических направлений на основе объединенных требований ФГОС и представителей работодателя; во-вторых, в налаживании четкой системы профессионально-общественной аккредитации образовательных программ инженерной подготовки; в-третьих, в создании общероссийской системы сертификации и регистрации профессиональных инженеров профессиональными общественными организациями.
Об авторах
Валерий Валентинович Ельцов
Тольяттинский государственный университет, Тольятти
Автор, ответственный за переписку.
Email: VEV@tltsu.ru
доктор технических наук, заведующий кафедрой «Сварка, обработка металлов давлением и родственные процессы»
РоссияВладимир Геннадьевич Доронкин
Тольяттинский государственный университет, Тольятти
Email: motopolis@mail.ru
доцент кафедры «Проектирование и эксплуатация автомобилей»
РоссияСписок литературы
- Ефремов Г.А. Советские авиационные Генеральные конструкторы // Род-ная ЛАДОГА. URL: rodnayaladoga.ru/index.php/dospekhi/907-sovetskie-aviatsionnye-generalnye-konstruktory.
- Конструктор Т-34 М.И. Кошкин // Военно-Технический музей. URL: gvtm.ru/konstruktor-t-34-m.i.-koshkin/.
- Битва «великих стариков» // Эксперт online. URL: ex-pert.ru/2014/02/24/operedivshie-vremya/.
- Внедорожные автомобили СКБ В.А. Грачева // Военно-технический музей. URL: gvtm.ru/vnedorozhnye_avtomobili_skb_v.a,_gr.
- Создатель «Нивы» стал почетным гражданином Тольятти // Tlttimes. URL: tlttimes.ru/blog/auto/12917.html/.
- Владимиров А.И. Об инженерно-техническом образовании. Вып. 8. М.: Издательский дом «Недра», 2011. 81 с.
- Традиционная иерархия мыслительных процессов. URL: in-tel.ru/content/dam/www/program/education/emea/ru/ru/documents/project-design1/thinking-skills/bloom-taxonomy.pdf/.
- Ситцев В.М., Рачков М.Ю. Сертификация российских специалистов на звание «Евроинженер» // Инженерное образование. 2010. № 6. С. 63–70.
- Реестр образовательных программ, аккредитованных АИОР, Российская Федерация (на 01.06.2014) // Инженерное образование. 2014. № 14. С. 124–134.
- Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования / под ред. Н.А. Селезневой. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. 92 с.
- Пудалова Е.И. Сертификация выпускников вузов: опыт Объединенной авиастроительной корпорации // Международные стандарты, аккредитация и сертификация технического образования и инженерной профессии: материалы международной научно-практической конференции. М.: МИСиС, 2010. С. 1–3.
- РФ. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации: Федеральный Закон от 02.05.2015, № 122-ФЗ // Консультант Плюс: информационно-правовая система. URL: consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_178864/.
- Скрипачев А.В., Ельцов В.В. Алгоритм и методика разработки образовательной программы инженерной подготовки инновационно-ориентированной личности // Инженерное образование. 2009. № 5. С. 78–85.
- Ельцов В.В., Скрипачев А.В. Алгоритм формирования учебного плана подготовки бакалавра на основе компетентностного подхода // Проблемы университетского образования. Компетентностный подход в образовании: сборник материалов 4-й Всероссийской научно-методической конференции. Т. 1. Тольятти: ТГУ, 2009. С. 118–129.
- Ельцов В.В., Скрипачев А.В. Проектирование совместных образовательных программ для подготовки выпускников в рамках кластерного университета «Автомобилестроение» // Проблемы университетского образования. Компетентностный подход в образовании: сборник материалов 4-й Всероссийской научно-методической конференции. Т. 1. Тольятти: ТГУ, 2009. С. 114–118.
- Ельцов В.В., Скрипачев А.В. Блочно-модульный учебный план как механизм оперативного реагирования сферы ВПО на изменения требований работодателя // Инженерное образование. 2012. № 11. С. 42–47.
- Milligan M.K.J., Iacona D., Sussman J.L. ABET и глобальное взаимодействие // Инженерное образование. 2013. № 12. С. 5–11.
- Augusti G. Происхождение, современное состояние и перспективы развития европейской системы аккредитации инженерных образовательных программ EUR-ACE // Инженерное образование. 2013. № 12. С. 22–31.
- Пелипенко С.А. О направлениях и задачах актуализации ФГОС ВО 3++. URL: fa.ru/dep/umo/Documents Пилипенко СА_О направлениях и задачах актуализации ФГОС ВО 3++.pdf/.
- Чучалин А.И. Аккредитация и сертификация в инженерном образовании и инженерной профессии // Инженерное образование. 2014. № 15. С. 26–33.
- Ельцов В.В., Скрипачев А.В. Качественное инженерное образование как результат системного подхода к организации и проведению учебного процесса // Инженерное образование. 2014. № 15. С. 98–103.