РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- Авторы: Ефимова О.В.1, Шадрина Л.Г.2
-
Учреждения:
- Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Росток», Ульяновск
- Ульяновский государственный педагогический университет, Ульяновск
- Выпуск: № 2 (2016)
- Страницы: 43-47
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/296
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-2-43-47
- ID: 296
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Важным условием для формирования связной речи дошкольника является овладение языком как средством общения. Общение в дошкольном возрасте носит непосредственный характер. Разговорная речь содержит в себе достаточно возможностей для формирования связной речи, состоящей не из отдельных, не связанных друг с другом предложений, а представляющей собой связное высказывание: рассказ, сообщение, описание. Умение составлять различные типы текстов является одним из требований, предъявляемых государственными образовательными стандартами дошкольного образования к уровню речевого развития дошкольников, так как именно на уровне текста, являющегося реальной единицей речевого общения, происходит взаимодействие языка и мышления.
Проведен анализ проблемы речевого развития детей дошкольного возраста, в частности развития связного описательного высказывания детей младшего дошкольного возраста. Раскрыто содержание понятий «текст», «описание», «связное высказывание», «связная описательная речь» с позиций лингвистического и психологического подходов. Выделены функциональные и онтологические признаки текста, определяющие его как результат речетворческого процесса, а также вербальный, синтаксический, семантический параметры текста с точки зрения объекта и субъекта речевой деятельности. В работе дана характеристика описания как одной из форм связной монологической речи. Проанализированы существующие в литературе подходы к развитию связного описательного высказывания у дошкольников разных возрастных групп. Определено содержание работы с детьми по обучению их описанию на основе лингвистической характеристики описательного текста с выделением подготовительного, основного и завершающего этапов работы. Предложена методика обучения описанию детей младшего дошкольного возраста и приемы работы на каждом из этапов.
Об авторах
Ольга Витальевна Ефимова
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Росток», Ульяновск
Автор, ответственный за переписку.
Email: olga65-25-10@mail.ru
учитель-логопед
РоссияЛюдмила Геннадьевна Шадрина
Ульяновский государственный педагогический университет, Ульяновск
Email: shadrina2007@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики
РоссияСписок литературы
- РФ. ФГОС Дошкольного образования: утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155. URL: director.edu54.ru/node/268046.
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: КомКнига, 2007. 144 с.
- Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В.И. Ярцева. М.: Большая российская энциклопедия, 2002. 709 с.
- Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М.: Институт Психотерапии, 2001. 256 с.
- Леонтьев А.А. Понятие текста в современной лингвистике и психологии // Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия. Киев: Вища школа, 1979. С. 28–32.
- Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. СПб.: Питер, 2004. 432 с.
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи 3–7 лет. М.: Дошкольное детство, 2005. 296 с.
- Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. М.: Просвещение, 1966. С. 5–25.
- Реферовская Е.А. Коммуникативная структура текста в лексико-грамматическом аспекте. М.: Эдиториал УРСС, 2007. 168 с.
- Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1984. 94 с.
- Лебедева И.Н. Связная речь: речь в общении и речь в деятельности // Специальное образование. 2011 № 4 С 138–166.
- Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / под ред. Л.А. Венгера. М.: Педагогика, 1986. 224 с.
- Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2007. 239 с.
- Смирнова Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания. М.: ВЛАДОС, 2005. 119 с.
- Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: ВЛАДОС, 2004. 288 с.
- Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981. 256 с.
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. М.: Просвещение, 2009. 76 с.
- Шадрина Л.Г. Развитие предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4. С. 326–329.
- Зрожевская А.А. Формирование связной описательной речи в средней группе детского сада : автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1986. 24 с.
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Академия, 2000. 400 с.