ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
- Авторы: Конев В.В.1, Мерданов Ш.М.1, Медведев А.В.1, Шаруха А.В.1
-
Учреждения:
- Тюменский государственный нефтегазовый университет, Тюмень
- Выпуск: № 2 (2016)
- Страницы: 54-59
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/299
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-2-54-59
- ID: 299
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье представлены теоретические и экспериментальные исследования по использованию междисциплинарных связей в преподавании технических дисциплин. Для понимания терминологии студентом в решаемой инженерной задаче проведена взаимосвязь понимания этого термина в других нетехнических дисциплинах. На примере одной технической дисциплины выстроены связи с другими дисциплинами. Это позволило осуществить решение инженерной задачи несколькими методами с использованием разных дисциплин. Установлены преимущества и недостатки данных методов, а также представлены рекомендации по их применению в решении инженерной задачи. Для проверки, уточнения результатов теоретических исследований были проведены пробные занятия в группе студентов пятого курса. Практическая проработка использования междисциплинарных связей в преподавании технических дисциплин осуществлялась по разработанному плану занятия. В статье представлен план занятия и ход его проведения. В ходе всего занятия использовалась визуализация (модели машин, 3-D модели), что повышает активность студентов. Закрепление пройденного материала студентами на занятии проводилось с использованием видеоролика. В заключении занятия в рамках пройденной темы были представлены конструкции современной техники и перспективы ее развития. В результате выработаны рекомендации по использованию междисциплинарных связей в преподавании технических дисциплин. В ходе данных исследований определено, что необходим комплексный подход в преподавании, учитывающий изучение машин, процессов в целом, в системе знаний, а не отдельно.
Об авторах
Виталий Валерьевич Конев
Тюменский государственный нефтегазовый университет, Тюмень
Автор, ответственный за переписку.
Email: konev@tsogu.ru
кандидат технических наук, доцент кафедры «Транспортные и технологические системы»
РоссияШахбуба Магомедкеримович Мерданов
Тюменский государственный нефтегазовый университет, Тюмень
Email: merdanov@tsogu.ru
доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Транспортные и технологические системы»
РоссияАндрей Витальевич Медведев
Тюменский государственный нефтегазовый университет, Тюмень
Email: medvedev_av@tsogu.ru
кандидат технических наук, доцент кафедры «Транспортные и технологические системы»
РоссияАлександр Викторович Шаруха
Тюменский государственный нефтегазовый университет, Тюмень
Email: sharuha@mail.ru
кандидат технических наук, доцент кафедры «Транспортные и технологические системы»
РоссияСписок литературы
- Казиева И.Г. Педагогические основы формирования исследовательской компетентности на основе интегрированного обучения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4. С. 86–88.
- Мерданов Ш.М., Медведев А.В., Конев В.В., Волкова Е.Е. Междисциплинарные связи как основа преподавания дисциплины // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2016. № 1. С. 36–40.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. 656 с.
- Крупская Н.К. Педагогические сочинения. Т. 02: Общие вопросы педагогики. М.: АПН РСФСР, 1958. 736 с.
- Усова А.В. Роль межпредметных связей в развитии познавательных способностей у учащихся // Межпредметные связи в преподавании основ наук в средней школе. Челябинск: ЧГПИ, 1972. С. 10–20.
- Усова А.В. Сущность, значение. Основные направления в осуществлении межпредметных связей // Совершенствование процесса обучения физике в средней школе. Т. 3. Челябинск: ЧГПИ, 1973. С. 3–7.
- Зверев И.Д. Взаимная связь учебных предметов. М.: Знание, 1977. 61 с.
- Смирнов А.А., Носик А.С. Разработка образовательной программы на основе моделирования междисциплинарных логических связей // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2010. № 5. С. 12–21.
- Моложавенко В.Л. Педагогическая концепция подготовки инновационных кадров в региональном университетском комплексе : дис. … д-ра пед. наук. Челябинск, 2010. 378 с.
- Радоуцкий В.Ю., Шульженко В.Н. Устойчивость объектов экономики в ЧС. Белгород: БГТУ, 2008. 180 с.
- Волков Д.П., Крикун В.Я. Строительные машины и средства малой механизации. М.: Академия, 2002. 480 с.
- Психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Питер, 2006. 607 с.
- Андреев Г.Н. Вычислительная математика. М.: МГИУ, 2007. 164 с.
- Эрдеди А.А., Медведев Ю.А., Эрдеди Н.А. Техническая механика. Теоретическая механика. Сопротивление материалов. М.: Высшая школа, 1991. 304 с.
- Трухан И.А., Трухан Д.А. Визуализация учебной информации в обучении математике, ее значение и роль // Успехи современного естествознания. 2013. № 10. С. 113–115.
- Мерданов Ш.М., Конев В.В., Райшев Д.В., Балин А.В. Разработка конструкции отвала снегоуборочной машины для городских условий // Инженерный вестник Дона. 2015. Т. 38. № 4. С. 116–125.
- Мерданов Ш.М., Конев В.В., Ефимова В.Л. Ресурсосбережение при уборке снега в городских условиях // Инженерный вестник Дона. 2015. Т. 33. № 1-1. С. 56–70.
- Романова М.А., Афанасьева Д.О. Исследовательская деятельность студента как основа развития его психолого-педагогического потенциала // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 274–276.
- Щербатых С.В. Проектная деятельность старшеклассников в обучении стохастике // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3. С. 286–288.
- Третьякова Е.М. Развитие творческого потенциала студентов – будущих бакалавров по направлению «Строительство» – при обучении курсу архитектуры // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 287–289.