ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЕ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

процесс адаптации иностранных студентов на начальных этапах обучения в высшей школе является сложным и многогранным. В основе данного явления лежат различные причины: разница в мировоззрении и воспитании, языковой и социальные барьеры и т. д. В медицинском вузе к основным причинам сложности адаптации студентов присоединяется особенность процесса обучения, в ходе которого используется трупный материал, что в свою очередь вносит заметные коррективы в образовательный процесс в целом. Это связано с различным вероисповеданием и религиозными взглядами студентов. В результате обилие новшеств в жизни студента и связанные с ними повышение нагрузки психического и физического характера могут явиться причиной развития стрессового состояния, в значительной мере оказывающего влияние на качество образовательного процесса. В статье описаны особенности педагогического общения, стили поведения, которых необходимо придерживаться преподавателям в процессе обучения иностранных студентов. Представлены способы и средства, предпринимаемые преподавателями кафедры нормальной анатомии человека Воронежского государственного медицинского университета имени Н.Н. Бурденко для решения задачи ускорения процесса адаптации к новой образовательной среде студентов международного института медицинского образования. Среди используемых способов наиболее действенным является особая организация педагогического процесса, в основе которого лежит усовершенствование методики изложения учебного материала, а также использование «вспомогательных» педагогических технологий. Немаловажным моментом является приобщение студентов к научным и историческим ценностям русской анатомической школы, расширение научного мировоззрения, что для них является хорошей мотивационной базой.

Об авторах

Наталья Викторовна Сгибнева

Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко, Воронеж

Автор, ответственный за переписку.
Email: sas36@mail.ru

кандидат биологических наук, ассистент кафедры нормальной анатомии человека

Россия

Анна Гуладиевна Кварацхелия

Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко, Воронеж

Email: sas36@mail.ru

кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры нормальной анатомии человека

Россия

Ольга Петровна Гундарова

Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко, Воронеж

Email: sas36@mail.ru

ассистент кафедры нормальной анатомии человека

Россия

Николай Владимирович Маслов

Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко, Воронеж

Email: sas36@mail.ru

кандидат медицинских наук, ассистент кафедры нормальной анатомии человека

Россия

Арина Михайловна Карандеева

Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко, Воронеж

Email: sas36@mail.ru

ассистент кафедры нормальной анатомии человека

Россия

Список литературы

  1. Лоув Г., Эйзенберг Н., Кармайкл С. Место анатомии в медицинском образовании: руководство Амее № 41 (пер. с англ. под ред. В.А. Каранашевой) // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2011. № 2. С. 36–55.
  2. Сапин М.Р. Анатомия человека – базовая наука в медицинском образовании // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2011. № 2. С. 96–97.
  3. Дрожжина Д.С. Изучение адаптации иностранных студентов: дискуссия о методологии // Universitas. Журнал о жизни университетов. 2013. Т. 1. № 3. С. 33–47.
  4. Арефьев А.Л. Тенденции экспорта российского образования. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2010. 240 с.
  5. Гладуш А.Д., Трофимова Г.Н., Филиппов В.М. Социально-культурная адаптация иностранных граждан к условиям обучения и проживания в России. М.: РУДН, 2008. 146 с.
  6. Di Marko N. Stress and Adaptation in cross-cultural transition // Psychological reports. 2004. № 35. Р. 279–285.
  7. Cole J., Allen F., Green J. Survey of health problems of overseas students // Social Science and Medicine. 2000. № 14. Р. 627–631.
  8. Gunn A. National health problems in student care // Journal of the American College Health Association. 2001. № 27. Р. 322–323.
  9. Пискун О.Е., Ясюкова Л.А. Исследование адаптации иностранных студентов к условиям жизни и обучения в Санкт-Петербурге // Актуальные вопросы обучения иностранных студентов: сборник научно-методических трудов. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. С. 222–236.
  10. Furnham A., Bochner S. Culture Shock. Psychological reactions to unfamiliar environments. London: Methuen, 2003. 298 p.
  11. Соловьева Е.В. Особенности преподавания общеобразовательных дисциплин студентам-вьетнамцам на предвузовском этапе обучения. М.: НИЯУ МИФИ, 2011. 40 с.
  12. Алексеева Н.Т., Анохина Ж.А., Кварацхелия А.Г., Фетисов С.О. Опыт преподавания анатомии человека иностранным студентам на английском языке // Инновационные технологии в преподавании морфологических дисциплин. Вып. 1. Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздравсоцразвития России, 2012. С. 5–7.
  13. Морозов А.Н., Дедова О.М. Адаптация как ключевой этап аккультурации иностранных студентов // Проблемы обеспечения безопасности, преодоления ксенофобии и предупреждения правонарушений на межэтнической и межрелигиозной почве в высших учебных заведениях Воронежской области: материалы научно-практической конференции. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2010. С. 16–23.
  14. Сгибнева Н.В., Гундарова О.П., Кварацхелия А.Г., Маслов Н.В. Самостоятельная работа студентов как способ формирования продуктивного мышления // Проблемы и перспективы обеспечения комплексной безопасности личности и общества в условиях современности: матер. II научн.-практ. конф. с междунар. участием. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2013. С. 137–139.
  15. Сгибнева Н.В., Кварацхелия А.Г., Гундарова О.П., Маслов Н.В. Некоторые аспекты преподавания анатомии человека на современном этапе // Журнал анатомии и гистопатологии. 2014. Т. 3. № 2. С. 64–68.
  16. Карандеева А.М., Кварацхелия А.Г., Анохина Ж.А. Музей анатомии человека как средство профориентационной работы в высшей медицинской школе // Журнал анатомии и гистопатологии. 2013. Т. 2. № 2. С. 73–75.
  17. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 99–100.
  18. Березняк Ю.Л., Лузина В.М., Щербакова Т.К., Олешко Т.В. Проблемы психологической адаптации иностранных студентов в Российской среде // Методология обучения и повышения эффективности академической, социально-культурной и психологической адаптации иностранных студентов в российском вузе: теоретические и прикладные аспекты: материалы Всероссийского семинара. Томск: ТПУ, 2008. Т. 2. С. 26–27.
  19. Баранова И.И., Чуваева К.М. Особенности обучения и адаптации китайских студентов в поликультурой образовательной среде вузов Российской Федерации // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2011. Т. 1. № 118. С. 67–73.
  20. Казанцева А.А. Тьюторское сопровождение процесса адаптации иностранных студентов в вузе // Высшее образование в России. 2012. № 10. С. 157–161.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах