ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ПОДРОСКОВ
- Авторы: Алаева М.В.1, Дементьева Е.В.1, Канакова О.В.1
-
Учреждения:
- Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, Саранск
- Выпуск: № 2 (2016)
- Страницы: 73-77
- Раздел: Психологические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/302
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-2-73-77
- ID: 302
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В современных условиях модернизации образования важным направлением работы образовательных учреждений и психологических служб является деятельность по психологизации учебно-воспитательного процесса школы, повышению психологической культуры его субъектов. Школа должна создавать условия для становления личности ребенка, умеющего успешно решать различные задачи повседневной жизни. Однако содержание современного среднего образования не достаточно проработано в соответствии с запросами общества и личности в области психологической культуры.
Психологическая культура, являясь многомерным, системным, целостным личностным образованием, представлена тремя взаимосвязанными компонентами (интеллектуальным, ценностно-смысловым и практическим), которые в совокупности позволяют отражать особенности взаимодействия и отношения человека с самим собой, другими людьми и окружающим миром в целом. Высокий уровень ее развития позволяет более адекватно решать задачи самоопределения, саморазвития, саморегуляции, а также социальной адаптации. К ее формированию следует подходить комплексно.
В работе представлены различные подходы к определению психологической культуры личности, ее структуре, раскрыто содержание ее компонентов. Обоснована необходимость формирования практического компонента психологической культуры у подростков на примере их коммуникативной компетентности подростка. Представлены и проанализированы результаты опытно-экспериментальной работы.
Материал статьи расширяет имеющиеся в психолого-педагогической науке представления о психологической культуре подростков и возможностях ее формирования, представленные материалы могут быть использованы в ходе сопровождения развития личности подростков в образовательном процессе и в преподавании курсов психологии в школе.
Об авторах
Мария Васильевна Алаева
Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, Саранск
Автор, ответственный за переписку.
Email: masha123-85@mail.ru
старший преподаватель кафедры специальной и прикладной психологии
РоссияЕлена Викторовна Дементьева
Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, Саранск
Email: el.dementjeva@mail.ru
кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры специальной и прикладной психологии
РоссияОксана Васильевна Канакова
Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, Саранск
Email: oxana.kanakova@yandex.ru
студент 4 курса факультета психологии и дефектологии
РоссияСписок литературы
- Семикин В.В. Психологическая культура в образовании человека. СПб.: Союз, 2003. 173 с.
- Романов К.М., Борисова С.В. Формирование психологической культуры младших подростков // Акмеология. 2007. № 1. С. 81–88.
- Ильиных Л.М. Социально-психологический тренинг как один из путей повышения компетентности в общении // Психология педагогического общения. Кировоград: КГПИ, 1990. С. 225–226.
- Левашова С.А. Психолог и подросток: коммуникативно-двигательный тренинг. Ярославль: Академия Холдинг, 2002. 160 с.
- Попова М.В. Проблемы формирования психологической культура детей и подростков в системе дополнительного образования // Формирование психологической культуры личности в системе дополнительного образования детей. М.: Просвещение, 2001. С. 47–51.
- Дементьева Е.В. Формирование когнитивного и практического компонентов психологической культуры у студентов-психологов // Современная школа и психология: перспективы сотрудничества: материалы V Республиканского научного семинара. Саранск: МордовГПИ, 2014. С. 57–60.
- Barenboim C. Developmental changes in the interpersonal cognitive systems from middle childhood to adolescence // Child Development. 2011. Vol. 48. P. 1467–1474.
- Berry J.W. Cross cultural psychology: research and applications. New York: Cambridge University Press, 2012. 459 p.
- Gordon Th. Teacher effectiveness training. New York: Cambridge University Press, 2015. 248 р.
- Francis L.K. Psychological anthropology: approaches to culture and personality. Homewood: Dorsey Press, 1991. 520 p.
- Демина Л.Д. Психологическая культура личности: контекст субъективного переживания времени жизни // Вестник Алтайской науки: проблемы социологии и психологии. 2001. № 1. С. 78–87.
- Исаева Н.И. Профессиональная культура психолога образования. Белгород: БелГУ, 2002. 236 с.
- Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников. М.: Владос-Пресс, 2008. 360 с.
- Обозов Н.И. Психологическая культура отношений. СПб.: Питер, 1995. 267 с.
- Романов К.М. Психологическая культура личности. М.: Когито-Центр, 2015. 314 с.
- Мотков О.И. Методика «Психологическая культура личности» // Школьный психолог. 1999. № 15. С. 8–9.
- Абульханова К.А. Социальное мышление личности // Современная психология: состояние и перспективы исследований. Часть 3. Социальные представления и мышление личности. М.: Институт психологии РАН, 2002. С. 88–103.
- Романов К.М., Романова О.Н. Психологическая культура человека: теоретические основы и методика формирования. Саранск: Копир, 2007. 130 с.
- Дементьева Е.В., Алаева М.В. Понимание психического состояния как элемента практического компонента психологической культуры будущего специалиста // Гуманитарные науки и образование. 2010. № 4. С. 78–83.
- Алаева М.В., Романов К.М., Осипова И.С. Выражение и понимание психического состояния как элементы психологической культуры личности. Саранск: МордовГПИ, 2015. 102 с.