ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
- Авторы: Власенко Ю.М.1
-
Учреждения:
- Витебский государственный университет имени П.М. Машерова, Витебск
- Выпуск: № 2 (2016)
- Страницы: 78-82
- Раздел: Психологические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/303
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-2-78-82
- ID: 303
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению психологических аспектов развития коммуникативной толерантности у студентов педагогического вуза. Представлены основные подходы к определению толерантности и смысловому наполнению данного понятия в отечественной психологической науке. В статье представлено обобщенное определение коммуникативной толерантности как системообразующей характеристики, отражающей степень переносимости личностью неприятных или неприемлемых для неё психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию.
Автором осуществлён сравнительный анализ толерантных и интолерантных установок у студентов – будущих представителей социономического и сигномического типа профессий. В качестве методов исследования использованы организационные методы (в частности, сравнительный метод), психодиагностические методы и методы количественно-качественной (статистической) обработки данных. В результате проведённой психологической диагностики было выявлено, что студенты педагогического вуза, принявшие участие в исследовании, имеют средний уровень коммуникативной толерантности, который может проявляться в виде ситуативных, профессиональных и типологических толерантных и интолерантных установок. В работе статистически обосновано, что уровень общей коммуникативной толерантности у студентов – будущих представителей сигномического типа профессий в среднем выше, чем у студентов – будущих представителей социономического типа профессий. Однако часть студентов, представляющих сигномический тип профессий, на начальных этапах обучения проявляет такие интолерантные коммуникативные установки, как категоричность и нетерпимость в оценке других людей, что может затруднить их профессиональное взаимодействие. Особого внимания требуют к себе студенты, обучающихся по специальности «Социальная работа», у которых были выявлены такие интолерантные коммуникативные установки, как неумение или же нежелание понимать или принимать индивидуальные особенности других людей. Результаты исследования подтвердили актуальность диагностики и развития коммуникативной толерантности и отдельных интолерантных установок у студентов педагогического вуза для совершенствования их профессиональной подготовки.
Об авторах
Юлия Михайловна Власенко
Витебский государственный университет имени П.М. Машерова, Витебск
Автор, ответственный за переписку.
Email: yulenka-888@yandex.ru
аспирант кафедры психологии
РоссияСписок литературы
- Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности. 2001. № 1. С. 8–19.
- Гриншпун И.Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сборник научно-методических статей. М.: МПСИ, 2003. С. 31–40.
- Реан А.А. Психология изучения личности. СПб.: Издательство В.А. Михайлова, 1999. 288 с.
- Лабунская В.А. Социально-психологические причины интолерантного общения // Век толерантности. 2001. № 3-4. С. 100–112.
- Скрипкина Т.П. Доверие и толерантность: существуют ли границы? // Век толерантности. 2001. № 3-4. С. 42–52.
- Солдатова Г.У. Толерантность и интолерантность – две грани межэтнического взаимодействия // Век толерантности. 2001. № 1. С. 131–137.
- Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости / отв. ред. А.Г. Асмолов. М.: Смысл, 2000. 73 с.
- Третьяк В.Г. Психология толерантности и категория активности в теории интегральной индивидуальности // Общество и право. 2003. № 1. С. 77–81.
- Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков. М.: Генезис, 2001. 112 с.
- Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 2000. 416 с.
- Гречко П.К. О границах толерантности // Свободная мысль XXI века. 2005. № 10. С. 173–182.
- Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. 1997. № 11. С. 46–54.
- Баева Л.В. Толерантность: идея, образы, персоналии. Астрахань: Астраханский университет, 2009. 216 с.
- Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. М.: Смысл, 2000. 255 с.
- Психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
- Гусаева К.Г., Магомедова Е.К. Толерантность как основа стабильности межнациональных и межконфессиональных отношений // Политика и общество. 2007. № 3. С. 27–32.
- Нурлигаянова О.Б. Психологическое содержание педагогической толерантности как профессионально важного качества учителя : дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2006. 188 с.
- Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему). Воронеж: МПСИ, 2003. 240 с.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004. 304 с.
- Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Филинъ, 1996. 472 с.
- Шевандрин Н.И. Психодиагностика: коррекция и развитие личности. М.: ВЛАДОС, 2001. 512 с.
- Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь, 2004. 392 с.