АНАЛИЗ ПЕРЕЖИВАНИЙ ФРУСТРИРУЮЩИХ СИТУАЦИЙ У ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ПАТРОНАТНОМ ВОСПИТАНИИ И ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ)
- Авторы: Первитская А.М.1
-
Учреждения:
- Курганский государственный университет, Курган
- Выпуск: № 2 (2016)
- Страницы: 94-98
- Раздел: Психологические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/306
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-2-94-98
- ID: 306
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей – актуальная проблема современного общества. При этом воспитание детей в традиционной модели опеки и попечительства, которой является детский дом, строится без учета адекватных психологических условий, обеспечивающих полноценное развитие детей. Данное исследование нацелено на раскрытие аспекта переживания фрустрирующих ситуаций детьми, находящимися на патронатном воспитании и воспитывающимися в детском доме. Результаты исследования позволяют утверждать ценность патронатного воспитания. Четко просматривается сглаживание реакций на фрустрирующие ситуации у детей, воспитывающихся в семье, показатели самооценки в данной группе также ближе к нормальным значениям. В качестве объекта исследования данной работы рассматривается фрустрация как психологический феномен, а переживание проблемных ситуаций у детей, оставшихся без попечения родителей, как предмет данного исследования. Выдвинуты следующие предположения: дети, воспитывающиеся в детском доме, характеризуются рядом особенностей в проявлении реакций на проблемную ситуацию в отличие от детей, находящихся на патронатном воспитании; имеется связь между характером преодоления проблемных ситуаций у детей, оставшихся без попечения родителей, и самооценкой.
Установлено, что дети, находящиеся в семье, менее болезненно реагируют на фрустрирующие ситуации, в большей степени воспринимают себя способными справится с проблемами, самооценка таких детей приближена к адекватной. Дети, воспитывающиеся в детском доме, имеют самооценку, близкую к завышенной, проблемные ситуации воспринимают как неизбежные и неподдающиеся контролю. Отмечается положительная роль патронатного воспитания для развития полноценной личности ребенка.
Об авторах
Алёна Михайловна Первитская
Курганский государственный университет, Курган
Автор, ответственный за переписку.
Email: alenka3@yandex.ru
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры «Общая и социальная психология»
РоссияСписок литературы
- Дементьева И.Ф. Российская семья: проблемы воспитания. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. 40 с.
- Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М.: Академия, 2004. 256 с.
- Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей. М.: Дрофа, 2005. 254 с.
- Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи: детский дом: заботы и тревоги общества. М.: Педагогика, 1990. 160 с.
- Первитская А.М. Анализ взаимосвязи эмоционально-волевой регуляции и особенностей преодоления критической ситуации у девочек-подростков // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2014. № 3. С. 56–58.
- Первитская А.М. Эмоционально-волевая регуляция как средство преодоления проблемных ситуаций у девочек-подростков (сравнительный анализ девочек-подростков с «нормальным» и делинквентным поведением) // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2014. № 3. С. 137–143.
- Духновский С.В. Влияние переживания критических ситуаций на развитие девиантного поведения подростков : автореф. дис. … канд. психол. наук. Казань, 2002. 22 с.
- Духновский С.В. Психологическое сопровождение подростков в критических ситуациях. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2003. 124 с.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 200 с.
- Нюттен Ж. Мотивация // Экспериментальная психология. М.: Прогресс, 1975. Т. V. С. 15–109.
- Child A.R., Waterhous I.K. Frustration and the quality of performance. I. A critique of the Barker, Dembo and Lewin experiment // Psychological review. 1952. Vol. 59. № 5. P. 351–362.
- Hilgard E.R., Atkinson R.C. Introduction to psychology. New York: Brace & World, 1967. 686 p.
- Janis I.L., Mahl G.P., Кagan J., Hоlt R.R. Personality. Dynamic, development, and assessment. New York: Harcourt, Brace & World, 1969. 859 p.
- Kisker G.W. The disorganised personality. New York: McGraw Hill, 1972. 562 p.
- Lewin К. The dynamic theory of personality. New York: McGraw Hill, 1935. 286 p.
- Sarnoff A. Personality. Dynamic and development. New York: Wiley & Sons, 1962. 572 p.
- Maslow A.H. Motivation and personality. New York: Harper & Brothers, 1954. 411 p.
- Фрустрация: понятие и диагностика / сост. Л.И. Дементий. Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. 68 с.
- Данилова E.Е. Детский тест «рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга. М.: Московский городской психолого-медико-социальный центр, 1992. 64 с.
- Данилова Е.Е. Методика изучения фрустрационных реакций у детей // Иностранная психология. 1996. № 6. С. 69–81.