ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ МЕТАФОРИЧЕСКИХ ЗАГАДОК
- Авторы: Аверина М.Н.1
-
Учреждения:
- Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, Ульяновск
- Выпуск: № 1 (2016)
- Страницы: 9-13
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/308
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-1-9-13
- ID: 308
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проблема формирования речевой культуры старших дошкольников выступает одной из важнейших задач современного образования. В статье показана роль коммуникативных компетенций как инструмента социализации личности дошкольника, формирования психики и развития мышления в старшем дошкольном возрасте. М.Н. Аверина говорит о многоаспектности понятия «образность» в современной науке, подчеркивает, что эмоционально-экспрессивный оттенок выступает характерным признаком образной речи. В работе уделено внимание старшему дошкольному возрасту как наиболее сенситивному периоду формирования образной речи и понимания детьми старшего дошкольного возраста средств образности на материале метафорических загадок. Предметом исследования выступает процесс развития образности речи старших дошкольников на материале метафорических загадок. В статье проанализированы некоторые данные констатирующего эксперимента, который был направлен на изучение особенностей понимания и использования детьми старшего дошкольного возраста метафоры и других средств образности. Автор приводит результаты эксперимента, демонстрирующие характер затруднений при толковании метафор детьми, самостоятельном подборе метафоры для характеристики описываемого объекта. В частности, отмечены трудности в понимании переносных значений слов, осознание метафоры в тексте, понимание её иносказательного значения и сложности в создании собственных метафорических загадок. Эти данные позволяют сделать вывод о том, что развитие образности речи у испытуемых детей недостаточно высокое. Вместе с тем отдельные случаи правильного интерпретирования метафор позволяют предположить, что формирование образности речи дошкольников допустимо на материале метафорических загадок. Непременным условием такого формирования выступает развитие лингво-мотивационного пространства через использование современных интерактивных методов и педагогических приёмов.
Об авторах
Мария Николаевна Аверина
Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, Ульяновск
Автор, ответственный за переписку.
Email: aver280@mail.ru
аспирант
РоссияСписок литературы
- Богуславская Н.В., Капинос В.И., Купалова А.Ю. Методика развития речи на уроках русского языка. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1991. 240 с.
- Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. Киев: Киевская академия Евробизнеса, 1994. 288 с.
- Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. 5-е изд., испр. и доп. Назрань: Пилигрим, 2010. 486 с.
- Голуб И.Б. Литературное редактирование. М.: Логос, 2010. 432 с.
- Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Ю.Г. Русский язык и культура речи. Ростов н/Д.: Феникс, 2001. 544 с.
- Богданова Л.И. Стилистика русского языка и культура речи. Лексикология речевых действий. М.: Наука, 2011. 248 с.
- Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / под ред. Н.Н. Поддъякова, А.Ф. Говорковой. М.: Педагогика, 1985. 200 с.
- Сапогова Е.Е. Вниз по кроличьей норе: метаморфоза и нонсенс в детском воображении // Вопросы психологии. 1996. № 2. С. 5–13.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 424 с.
- Выготский Л.С. Психология искусства. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. 480 c.
- Скляревская Г.Н. Метафора в системе языка. СПб.: Наука, 1993. 246 с.
- Федоров А.И. Образная речь. Новосибирск: Наука, 1985. 199 с.
- Солодилова М.А. Метафора: когнитивные основы оценочности // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 11. С. 118–123.
- Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. 2-е изд., испр. М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с.
- Геворкян И.А. Когнитивная теория метафоры Эрла Маккормака // Филология и культура. 2012. № 1. С. 18–21.
- Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А. Стилистика русского языка. М.: Флинта, 2008. 464 с.
- Яшина В.И., Алексеева М.М. Теория и методика развития речи детей. М.: Академия, 2013. 448 с.
- Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. М.: Учпедгиз, 1957. 240 с.
- Шадрина Л.Г., Семёнова Н.В. Развитие речи-рассуждения у детей 5-7 лет. М.:ТЦ Сфера, 2012. 64 с.
- Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: ВЛАДОС, 2004. 288 с.