ВОЗМОЖНОСТИ ВЛИЯНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
- Авторы: Буланова Д.Д.1
-
Учреждения:
- Тольяттинский государственный университет, Тольятти
- Выпуск: № 1 (2016)
- Страницы: 14-17
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/309
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-1-14-17
- ID: 309
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается одно из актуальных направлений работы дошкольной образовательной организации – взаимодействие с семьями воспитанников с целью формирования семейной принадлежности у детей. Подчеркивается значимость семьи как института социализации дошкольника. Обозначены трудности, с которыми сталкиваются педагогические работники в ходе взаимодействия с семьей: непонимание родителями своей роли в воспитании ребенка и становлении его личности, недостаточное владение методами и средствами по формированию принадлежности к семье у ребенка. В статье перечислены принципы (систематичности, последовательности, активности и сотрудничества), раскрыты этапы работы педагогов с семьями, которые предполагают включение сначала когнитивного, а затем деятельностного компонента. Отмечается, что первый этап направлен на формирование осознания родителями своей значимости в воспитании детей, осознания необходимости формирования у детей семейной принадлежности. Второй этап посвящен овладению родителями способами взаимодействия с детьми в семейных условиях, а третий этап предполагает расширение полученного опыта. Перечислены методы и формы работы с родителями на каждом этапе, направленные на привлечение родителей воспитанников к формированию семейной принадлежности у детей. Особо подчеркивается актуальность применения дистанционных форм взаимодействия педагогов с семьями воспитанников: проведение вебинаров, ведение педагогами своих сайтов, блогов, создание форумов. Данные формы являются современными. В статье также обозначено, что данные формы взаимодействия педагогов с родителями являются инновационными и пока не получили широкого распространения. Поднимается вопрос о необходимости повышения квалификации воспитателей дошкольных образовательных организаций в области взаимодействия с семьями воспитанников.
Об авторах
Дарья Дмитриевна Буланова
Тольяттинский государственный университет, Тольятти
Автор, ответственный за переписку.
Email: darja.bulanova@yandex.ru
аспирант кафедры «Дошкольная педагогика и психология»
РоссияСписок литературы
- РФ. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Российской Федерации: от 17 октября 2013 г. N 1155 // Российская газета. 2013. 25 ноября.
- От рождения до школы: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 333 с.
- Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Детство: примерная образовательная программа дошкольного образования. СПб.: Детство-Пресс, 2014. 280 с.
- Гамова С.Н., Герасимова Е.Н., Деркунская В.А. Успех: примерная основная образовательная программа дошкольного образования. М.: Просвещение, 2014.256 с.
- Истоки: примерная образовательная программа дошкольного образования. М.: ТЦ Сфера, 2014. 161 с.
- Радуга: примерная основная образовательная программа дошкольного образования. М.: Просвещение, 2014. 256 с.
- Дорохина Н.А. Взаимодействие старшего поколения семьи с детьми дошкольного возраста:автореф.дис. ... канд.пед. наук. Москва, 2009. 16 с.
- Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей. М.: ТЦ Сфера, 2005. 112 с.
- Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: Академия, 1999. 232 с.
- Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: Гардарики, 2005. 320 с.
- ФилипповаГ.Г. Психология материнства. М.: Институт Психотерапии, 2002. 240 с.
- Андреева Т.В. Семейная психология. СПб.: Речь, 2004. 244 с.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2008. 672 с.
- Шнейдер Л.Б. Семейная психология. М.: Академический проект, 2006. 768 с.
- Ремезова Л.А., Сирик И.Ю., Лукомская А.А. Информационно-коммуникационные технологии как инструмент нового формата взаимодействия дошкольной организации и семьи в социализации ребенка с задержкой психического развития // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 102–105.
- Шкрыль Н.М., Шарафутдинова Л.Н. Взаимодействие дошкольной организации и семьи в вопросах развития у детей творческого потенциала // Самарский научный вестник. 2014. № 1.С. 124–127.
- Кагуй Н.В., Хабибулина И.З. Поликультурное воспитание в дошкольной организации // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 139–144.
- Низамова Х.М. Правовое воспитание дошкольников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 52–54.
- Галеева Е.В., Галкина И.А. Психологические и психолигнгвистические аспекты вербализации эмоций у дошкольников // Карельский научный журнал. 2014. № 1. С. 53–55.
- Лемещук М.А. Проблема общения у детей с общим недоразвитием речи в научных трудах исследователей // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 88–90.
- Дыбина О.В. Приоритетность семьи в воспитании и развитии детей. Развитие семейных ценностей посредством музея семьи. Тольятти: ТГУ, 2006. С. 39–41.
- Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. М.: АРКТИ, 2006. 80 с.
- Дуброва В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи. Минск: ЮНИСЕФ, 2009. 234 с.
- Технологии формирования у ребенка направленности на мир семьи / под ред. О.В. Дыбиной. Ульяновск: А.В. Качалин, 2010. 152 c.
- Технология культурных практик формирования у ребенка направленности на мир семьи / под ред. О.В. Дыбиной. М.: Центр педагогического образования, 2014. 144 с.
- Технология клубной деятельности формирования у ребёнка направленности на мир семьи / под ред. О.В. Дыбиной. М.: Центр педагогического образования, 2015. 96 с.
- Ванюхина Н.В., Скоробогатова А.И. Развитие психолого-педагогической готовности родителей к обучению детей в школе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 116–118.
- Низамова Х.М. Праздники как форма взаимодействия педагогов, родителей и детей в инклюзивной группе // Карельский научный журнал. 2015. № 2. С. 40–41.
- Низамова Х.М. Роль музейной педагогики в воспитании дошкольников // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С. 28–30.