СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ ВУЗА»
- Авторы: Ибатова А.З.1, Забродина Л.Н.2
-
Учреждения:
- Филиал Тюменского государственного нефтегазового университета, Сургут
- Ханты-Мансийская государственная медицинская академия, Ханты-Мансийск
- Выпуск: № 1 (2016)
- Страницы: 31-35
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/312
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-1-31-35
- ID: 312
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность формирования профессионально-речевой культуры студентов вуза обусловлена современными требованиями Федерального государственного стандарта высшего образования, в частности общекультурными компетенциями, которые должны быть сформированы у выпускников высшей школы, что определяет необходимость точного определения понятия «профессионально-речевая культура». Авторы раскрывают сущность понятия «профессионально-речевая культура студентов вуза», выделяют основные характеристики и признаки родовых понятий формулируемого определения: речь, культура, профессиональная культура, речевая культура, культура речи. Особое внимание авторы уделяют неоднозначности и различию понятий «речевая культура» и «культура речи», реализующих разные функции. Также раскрыто понятие «профессиональная культура» с позиции взаимосвязи с особенностями профессиональной деятельности личности, общей культуры и другими видами культуры: трудовой, коммуникативной. Кроме того, авторы представили определение термина «речевая культура» в разных ракурсах: как свойство, качество личности; как владение какими-либо нормами языка; как неотъемлемую часть общей, индивидуальной, профессиональной культуры личности. Определены ключевые положения, составившие сущность понятия «профессионально-речевая культура»: оно связано со спецификой деятельности людей в современных условиях труда; проявляется в трудовой деятельности и обеспечивает высокую эффективность; является частью общей культуры индивида; отражает достигнутый в трудовой деятельности уровень мастерства; является субкультурой трудовой культуры как общесоциального условия организации трудового потенциала; формируется в условиях практического творческого трудового поведения работника и в процессе осуществления контактов между профессионалами. Результатом исследования является авторская трактовка понятия «профессионально-речевая культура студентов вуза».
Об авторах
Айгуль Зуфаровна Ибатова
Филиал Тюменского государственного нефтегазового университета, Сургут
Автор, ответственный за переписку.
Email: aigoul@rambler.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины»
РоссияЛилия Николаевна Забродина
Ханты-Мансийская государственная медицинская академия, Ханты-Мансийск
Email: liliyazabrodina@mail.ru
кандидат педагогических наук, ассистент кафедры «Социально-экономические и гуманитарные дисциплины»
РоссияСписок литературы
- Культурология / под ред. Г.В. Драча. Ростов на/Д.: Феникс, 2005. 571 с.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М.: А ТЕМП, 2008. 944 с.
- Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. 560 с.
- Грушевицкая Т.Г., Гузик М.А., Садохин А.П. Словарь по мировой художественной культуре. М.: Академия, 2001. 408 с.
- Максимова Л.Н. Факторы формирования современной профессиональной культуры // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2008. № 8. С. 177–178.
- Кравченко А.И. Культурология. М.: Академический проект, 2001. 672 с.
- Жиляева О.А. Роль языка в становлении профессиональной культуры врача : автореф. дис. … канд. культурол. наук. Улан-Удэ, 2009. 22 с.
- Иванова Е.В. Эволюция понятия «профессиональная культура» // Молодежь и наука: сб. материалов VIII Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной 155-летию со дня рождения К.Э. Циолковского. Красноярск: СФУ, 2012. С. 1–5.
- Ерохин Д.А. Теоретико-методологические аспекты исследования проблемы профессиональной культуры // Наука. Инновации. Технологии. 2009. № 1. С. 167–174.
- Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. М.: АСТ, 2003. 511 с.
- Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М.: Академия, 2002. 207 с.
- Гринев С.Я. Аспекты формирования профессиональной культуры у будущих специалистов управления проектами // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 19–22.
- Третьякова Е.М., Жданова Е.Ю. Комплексный подход к формированию профессиональной культуры современного специалиста // Карельский научный журнал. 2015. № 1. С. 77–78.
- Коренева А.В. Профессионально ориентированное обучение курсу «русский язык и культура речи» как условие повышения качества речевой подготовки специалистов // Самарский научный вестник. 2015. № 1. С. 86–90.
- Гирка И.В. Формирования профессиональной компетентности у будущих учителей информатики в процессе профессиональной подготовки // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2. С. 42–45.
- Багдасарьян Н.Г. Профессиональная культура инженера: механизмы освоения // Большая энциклопедия Нефти и Газа. URL: www.ngpedia.ru/id123068p1.html.
- Бочкарева Т.С. Развитие речевой культуры студентов университета : автореф. дис. … канд. пед. наук. Оренбург, 2002. 20 с.
- Мурашов А.А. Культура речи. М.: РАО Моск. психол.-соц. ин-т, 2004. 575 с.
- Алексеенко О.Н. Развитие речевой культуры студентов педагогического вуза в процессе изучения иностранного языка : дис. ... канд. пед. наук. Шадринск, 2009. 206 с.
- Малыгина Г.Р. Формирование речевой культуры курсантов в высшем военном учебном заведении : автореф. дис. … канд. пед. наук. Ярославль, 2004. 22 с.
- Захарова Л.А. Проблема устной речевой культуры в средней школе // Русская словесность. 2005. № 8. С. 45–49.
- Усанова О.Г. К проблеме культуры речи преподавателя вуза: речевые ошибки // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2007. № 2. С. 163–167.
- Хасанова Л.Г. Формирование профессионально-речевой культуры будущего учителя начальных классов : автореф. дис. … канд. пед. наук. Уфа, 2000. 22 с.
- Климкина Е.В. Формирование профессионально-речевой культуры социального педагога в процессе обучения в вузе : автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2001. 22 с.