МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ КАК ОСНОВА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
- Авторы: Мерданов Ш.М.1, Медведев А.В.1, Конев В.В.1, Волкова Е.Е.1
-
Учреждения:
- Тюменский государственный нефтегазовый университет, Тюмень
- Выпуск: № 1 (2016)
- Страницы: 36-40
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/313
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-1-36-40
- ID: 313
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Анализ условий преподавания показал, что в последнее время активно меняются требования к подготовке обучающихся. В этой связи возникают новые технические дисциплины, потребность в новом лабораторном оборудовании. Это приводит к повышению нагрузки на преподавателя (изучение новых дисциплин и лабораторного оборудования, методического сопровождения). При этом необходимо обеспечить высокое качество преподавания технических дисциплин для студентов, имеющих разную начальную подготовку и способность к усвоению нового материала. Одним из основных подходов в решении данной задачи является использование междисциплинарных связей в преподавании. Это можно обеспечить общими ресурсами учебного заведения: педагогическими и научными школами, лабораторной и методической базой и сотрудничеством с предприятиями (участниками процесса обучения). В статье проведен анализ технических дисциплин, преподаваемых в институте транспорта Тюменского государственного нефтегазового университета, средств обучения. Это позволило подтвердить возможность и необходимость использования междисциплинарных связей в преподавании. В результате представлен концептуальный подход в использовании междисциплинарных связей. На примере одной технической дисциплины рассмотрена ее связь с другими дисциплинами. Также представлен пример междисциплинарных связей при изучении одной темы в разных дисциплинах. Междисциплинарные связи позволяют упростить передачу знаний преподавателями и понимание студентами изучаемых процессов в одной дисциплине при знании ранее изученной дисциплины или темы. Таким образом снижается потребность (затраты) в новых средствах обучения (лаборатории, специальные компьютерные программы, полигоны), а главное – обеспечивается высокое качество подготовки специалистов.
Об авторах
Шахбуба Магомедкеримович Мерданов
Тюменский государственный нефтегазовый университет, Тюмень
Автор, ответственный за переписку.
Email: merdanov@tsogu.ru
доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Транспортные и технологические системы»
РоссияАндрей Витальевич Медведев
Тюменский государственный нефтегазовый университет, Тюмень
Email: medvedev_av@tsogu.ru
кандидат технических наук, доцент кафедры «Транспортные и технологические системы»
РоссияВиталий Валерьевич Конев
Тюменский государственный нефтегазовый университет, Тюмень
Email: konev@tsogu.ru
кандидат технических наук, доцент кафедры «Транспортные и технологические системы»
РоссияЕлена Евгеньевна Волкова
Тюменский государственный нефтегазовый университет, Тюмень
Email: volkova_elena63@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Бизнес-информатика и математика»
РоссияСписок литературы
- Поляков М.В. Реформирование систем высшего образования европейских стран на втором этапе Болонского процесса // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 1. С. 150–153.
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. Т. 1. М.: Народное образование, 2005. 556 с.
- РФ. Минобрнауки. ФГОС ВПО 190600 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов (квалификация (степень) «бакалавр»): от 8 декабря 2009 г. № 706.
- РФ. Минобрнауки. ФГОС ВПО 190109 «Наземные транспортно-технологические средства: от 24 декабря 2010 г. № 2077.
- Харченко С.А. Взаимодействие студентов вуза и внешних партнеров в рамках локального образовательного кластера // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 1. С. 201–204.
- Белова Л.П. Методическое сопровождение инновационной деятельности преподавателей инженерного вуза. Тюмень: ТюмГНГУ, 2015. 192 с.
- Одарич И.Н. Проблема качества образования как проблема контроля и оценки образовательной деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 1. С. 137–139.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. 656 с.
- Тухтаева З.Ш., Искандарова Г.Б. Пути осуществления межпредметной связи и преемственности // Молодой ученый. 2014. № 8. С. 884–887.
- Грищук Ю.С. Основы научных исследований. Харьков: НТУ «ХПИ», 2011. 196 с.
- Есюнин Е.Г., Новоселов А.В., Панычев А.П. Основы надежности машин. Екатеринбург: УралГЛУ, 2009. 166 с.
- Куини Т. Температура. М.: Мир, 1985. 448 с.
- Веревкин В.И., Лисевич В.И., Астраух О.В. Способ защиты от коррозии сварной металлоконструкции : патент РФ на изобретение № 2476621; заявл. 12.01.2011; опубл. 27.02.2013.
- Конев В.В., Карнаухов Н.Н., Гуляев Б.А., Бородин Д.М., Карнаухов М.М., Половников Е.В. Математическое моделирование тепловых процессов локального прогрева гидродвигателя // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 241–247.
- Мерданов Ш.М., Шефер В.В., Конев В.В. Проектирование предприятий по эксплуатации и ремонту машин. Тюмень: ТюмГНГУ, 2009. 244 с.
- Беклемишев Д.В. Курс аналитической геометрии и линейной алгебры. 10-е изд., испр. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2005. 301 с.
- Справочник конструктора дорожных машин / под ред. И.П. Бородочева. М.: Машиностроение, 1973. 504 с.
- Родичев В.А. Грузовые автомобили. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Академия, 2005. 240 с.
- Богданова А.В. Теоретико-методологические предпосылки исследования вопросов диагностики качества образования в высшей школе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 1. С. 29–32.
- Игнатьева Н.Н., Лисенкова Е.В. Предпосылки и перспективы интеграции стран ЕС и России в единое образовательное пространство // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 1. С. 72–73.
- Абдулсалимли И.М. Проблема обеспечения качества в образовании // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 1. С. 11–13.