ОСОБЕННОСТИ ПОДДЕРЖИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ИНСТИТУТА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Данная статья посвящена рассмотрению такого феномена современного образования, как поддерживающая образовательная среда. Дается определение понятиям «образовательная среда», «поддерживающая образовательная среда» и делается попытка уточнения этих понятий. Проводится обзор отечественной педагогической литературы, посвященной изучению данной проблемы. Очерчивается круг научных проблем, в рамках которых ведутся исследования поддерживающей образовательной среды. В статье выделяются основные параметры качества, присущие поддерживающей образовательной среде: модальность, широта, осознанность, интенсивность и обобщенность. Рассматриваются особенности поддерживающей образовательной среды, цели ее создания и предназначение, которое видится в первую очередь в повышении качества постдипломного педагогического образования учителей, в формировании такого свойства личности учителя, как андрагогическая субъектность. Среди организационных особенностей поддерживающей образовательной среды выделяют технологии обучения взрослых, построенных на андрагогической модели обучения, в которой ведущая роль отводится взрослому обучающемуся как организатору своего обучения в ситуации повышения квалификации; предлагается описание таких современных технологий, как технология сторителлинга, диалектического обучения, позиционного обучения и пр. В статье подчеркивается значимость определенных позиций участников поддерживающей образовательной среды института развития образования: андрагогической позиции педагогов и андрагогической субъектности учителей-слушателей, которая определяется эффективностью качества образовательного процесса. Говорится о том, что андрагогическая позиция педагога выражается во включенности педагога в сопровождение обучения учителей-слушателей, позиция же учителя-слушателя характеризуется его активностью и самостоятельностью учителя в учебной деятельности. Утверждается роль поддерживающей образовательной среды в повышении качества постдипломного педагогического образования.

Об авторах

Светлана Анатольевна Пилюгина

Саратовский областной институт развития образования, Саратов

Автор, ответственный за переписку.
Email: svpilugina@rambler.ru

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Теория и методика обучения и воспитания»

Россия

Наталия Григорьевна Чанилова

Саратовский областной институт развития образования, Саратов

Email: svpilugina@rambler.ru

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой «Теория и методика обучения и воспитания»

Россия

Ирина Анатольевна Ушакова

Саратовский областной институт развития образования, Саратов

Email: svpilugina@rambler.ru

старший преподаватель кафедры «Теория и методика обучения и воспитания»

Россия

Список литературы

  1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2011. 365 с.
  2. Рубцов В.В. Проектирование развивающей образовательной среды школы. М.: МГППУ, 2013. 224 с.
  3. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. М.: Смысл, 2014. 230 с.
  4. Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. М.: Сентябрь, 2015. 180 с.
  5. Улановская И.М., Поливанова Н.И., Ермакова И.В. Образовательная среда вуза и интеллектуальное развитие студентов // Экспериментальные площадки в московском образовании. М.: Академия, 2014. 212 с.
  6. Чанилова Н.Г., Пилюгина С.А., Мигунова Е.А., Ушакова И.А. Современный урок. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2015. 82 с.
  7. Тубельский А.Н. Экспертиза инновационной школы // Инновационные движения в российском школьном образовании. М.: Просвещение, 2009. 232 с.
  8. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школы. Вып. 7. М.: Инноватор, 2013. С. 66–84.
  9. Рубцов В.В. Развитие образовательной среды региона. М.: Педагогика, 2014. 216 с.
  10. Тубельский А.Н. Экспертиза инновационной образовательной среды // Инновационные движения в российском школьном образовании. М.: Просвещение, 2015. 232 с.
  11. Менг Т.В., Лабунская Н.А. Образовательная среда: подходы к раскрытию понятия // Образовательная среда школы: проблемы и перспективы развития. СПб.: Питер, 2011. C. 19–21.
  12. Шевелев А.Н. Социально-политическая история образования как составная часть историко-педагогического понимания категории «образовательная среда» // Образовательная среда школы: проблемы и перспективы развития. СПб.: ЛОИРО, 2001. C. 24–30.
  13. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М.: Педагогика, 2013. 220 с.
  14. Тряпицына А.П. Теория проектирования образовательных программ // Петербургская школа: теория и практика формирования многовариантной образовательной школы. СПб.: Речь, 1994. С. 37–46.
  15. Раудсепп М. Субъект и поддерживающая среда // Средовые условия развития. СПб.: Научная жизнь, 2015. C. 67–89.
  16. Панов В.И. Введение в экологическую психологию. М.: МНЭПУ, 2014. 144 с.
  17. Черноушек М. Психология жизненной среды. М.: Просвещение, 2009. 210 с.
  18. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 2015. 210 с.
  19. Пилюгина С.А. Особенности андрагогической субъектности учителя: сущность и структура // Казанский педагогический журнал. 2012. № 2. С. 48–57.
  20. Андросова Ю.В. Ценности и их место в структуре мировоззрения современного учителя и ученика // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 7–9.
  21. Гирка И.В. Формирования профессиональной компетентности у будущих учителей информатики в процессе профессиональной подготовки // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2. С. 42–45.
  22. Кондаурова И.К. Перспективы организации профессиональной подготовки будущих учителей // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3. С. 25–27.
  23. Хренова В.В. Структура предметной компетентности учителя технологий профильной школы как научная проблема // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 116–119.
  24. Кондаурова И.К. Подготовка будущих учителей к интеграции урочной и внеурочной деятельности детей в условиях ФГОС // Карельский научный журнал. 2015. № 3. С. 13–14.
  25. Шуляр В.И. Акмеологические основы развития компетентности учителя-словесника и ученика-читателя // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1. С. 35–40.
  26. Кондаурова И.К. Подготовка будущих учителей к реализации дополнительного образования детей в контексте требований профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3. С. 22–24.
  27. Сорокина И.В. Методическая компетентность учителя как условие его профессионализма и мастерства // Самарский научный вестник. 2014. № 4. С. 114–116.
  28. Примакова В.В. Профессионализация учителей начальной школы в условиях последипломного образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 55–58.
  29. Пилюгина С.А. Формирование андрагогической субъектности учителя. Тольятти: ТГУ, 2014. 192 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах