СОДЕРЖАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА
- Авторы: Курусь И.А.1
-
Учреждения:
- Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск
- Выпуск: № 1 (2016)
- Страницы: 87-92
- Раздел: Психологические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/322
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-1-87-92
- ID: 322
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Одной из наиболее актуальных задач для психологии и системы образования является повышение психического здоровья у студентов. Основными проблемами, характерными для периода студенчества, являются: высокая распространенность стрессов, связанная с увеличением учебной нагрузки, нарушением привычной адаптации посредством отрыва от семьи и друзей детства, изменением режима сна, а также негативные последствия переживания кризисов в виде дезадаптации личности: отчисление, психосоматическое нездоровье и т. д., вплоть до попыток суицида. В настоящее время не разработана четкая программа кризисной интервенции и возникает вопрос, как грамотно оказать психологическую помощь студентам, находящимся в кризисе. Автор указывает, что для разработки этой программы необходимо уточнить содержание кризисных переживаний. В статье предпринят анализ содержания переживаний посредством выделения факторов, которые являются важнейшими составляющими «кризиса первокурсника».
В исследовании приняли участие 224 студента первых курсов города Новосибирска, средний возраст участников исследования составил 18,3±1,1 лет. В качестве методики исследования была выбрана анкета кризисных переживаний для студентов В.Р. Манукян, позволяющая изучить их структуру и содержание. Статистическая обработка проводилась с помощью программы SPSS Statistics 17.0 для персональных компьютеров. Для изучения содержания переживания кризисных ситуаций использовался факторный анализ по методу вращения главных компонент.
Результаты исследования позволяют выделить четыре ведущих фактора, таких как: общее кризисное состояние, оценка выбранной специальности, трудность адаптации к учебной деятельности, недостаток социальной поддержки. В статье анализируется качественное содержание отмеченных факторов. Автором отмечена сложность и многогранность «кризиса первокурсника», заключающаяся в сочетании нескольких типов кризисов: биографических, идентичности и вхождения во взрослость. Полученные результаты указывают на необходимость разработки комплексной программы по психологическому сопровождению студентов, которая должна учитывать содержание «кризиса первокурсника».
Об авторах
Ирина Александровна Курусь
Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск
Автор, ответственный за переписку.
Email: irina_kurus@rambler.ru
аспирант кафедры психологии и педагогики
РоссияСписок литературы
- Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями: теоретический анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1. № 2. С. 102–113.
- Белоус Е.И. Кризис и духовное саморазвитие личности // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности: сборник научных статей 2-й межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. Владивосток: Морской гос. ун-т, 2013. С. 13–20.
- Осухова Н.Г. Психологическое сопровождение личности в кризисных ситуациях: опыт эмпирического исследования. М.: Варсон, 2008. 400 с.
- Титаренко Т.М. Нужна ли психологическая помощь в критических жизненных ситуациях? // Журнал практического психолога. 1999. № 1. С. 103–112.
- Манукян В.Р. Субъективная картина жизненного пути и кризисы взрослого периода : дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2003. 217 c.
- Меньшикова И.Н. Проблема адаптации студентов в рамках психологической службы вуза // Прикладная психология и психоанализ. 2010. № 4. С. 8–11.
- Солдатова Е.Л. Психология нормативных кризисов взрослости. Челябинск: ЮУрГУ, 2005. 281 с.
- Солдатова Е.Л. Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости. Челябинск: ЮУрГУ, 2007. 267 с.
- Манукян В.Р., Головей Л.А. Психобиографическое изучение кризисов взрослого периода развития // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Политология. Международные отношения. 2003. № 4. С. 100–112.
- Манукян В.Р. Психологическое содержание и факторы возникновения кризиса профессионального развития у студентов вуза // Психологическая наука и образование. 2011. № 4. C. 109–117.
- Карнаух М.П. Критические ситуации как основа самопознания личности : дис. ... канд. филос. наук. Магнитогорск, 2006. 130 с.
- Ахмеров Р.А. Биографические кризисы личности : автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1994. 24 с.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Московский университет, 1984. 200 с.
- Подшивалкина И.Н. Познавательные модели и методологические проблемы исследования кризисных феноменов развития личности // Противоречия, конфликты, кризисы личности: субъектно-бытийный подход: материалы всерос. науч.-практ. семинара. Краснодар: КубГУ, 2007. С. 121–127.
- Артамонова А.А. Переживание одиночества как фактор развития личностного потенциала студентов-первокурсников : дис. ... канд. психол. наук. М., 2008. 167 с.
- Шапарь В.Б. Психология кризисных ситуаций. Ростов н/Д.: Феникс, 2010. 452 с.
- Писарь О.В., Рожкова Т.Ю. Теоретические основания и методы исследования психологического сопровождения личности в кризисной ситуации (на примере студентов профессиональной школы). Смоленск: Смоленский промышленно-экономический колледж, 2012. 168 с.
- Бергис Т.А. Социально-психологические факторы преодоления критических жизненных ситуаций женщинами-предпринимателями : автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2012. 24 с.
- Горбунова Г.П., Варсеева Е.В. Неконструктивные варианты выхода из кризисных ситуаций в ранней юности // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности: сборник научных статей научно-практической конференции с международным участием. Владивосток: ВГМУ, 2012. С. 130–139.
- Nützel J., Schmid M., Goldbeck L., Fegert J.M. Kinder und jugendpsychiatrische Versorgung von psychisch belasteten Heimkindern // Praxis der Kinderpsychologie und Kinderpsychiatrie. 2005. № 54. P. 439–441.
- Бочаров В.В., Карпова Э.Б., Чулкова В.А., Ялов А.М. Экстремальные и кризисные ситуации с позиции клинической психологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2010. № 1. С. 9–16.
- Политова С.П. Кризисная ситуация как источник развития личности // Ученые записки Казанского Государственного университета. 2012. Т. 150. № 3. С. 41–49.
- Яковлев В.Н. Суициды и кризисные состояния, их последствия, критерии и стратегии помощи // Профилактика кризисных состояний, усиление жизнестойкости, предупреждение суицидального поведения: материалы «круглого стола» фак. психологии, соц. медицины и реабилитац. технологий РГСУ и Междунар. ассоц. предупреждения суицидов. М.: Каф. спец. и клинич. психологии РГСУ, 2009. С. 39–46.
- Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Аддиктология: настольная книга. М.: Институт консультирования и системных решений, 2012. 524 с.
- Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. СПб.: Речь, 2007. 256 с.
- Pachaly A. Grundprinzipien der Krisenintervention im Kindes und Jugendalter // Praxis der Kinderpsychologie und Kinderpsychiatrie. 2005. № 54. P. 473–486.
- Логинова И.О. Устойчивость жизненного мира человека в трудных жизненных ситуациях // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности: сборник научных статей международной научно-практической конференции. Владивосток: МГУ, 2011. С. 173–178.
- Пахно И.В. Переживание времени в кризисных ситуациях : дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2004. 231 с.
- Газиева М.З. Психология интегральной индивидуальности студентов с высокой и низкой стрессоустойчивостью. Махачкала: АЛЕФ, 2012. 147 с.
- Крюкова Т.Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 2. С. 5–16.