ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭТНОМЕНТАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОСТРОЕНИЯ ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ В МОЛОДОМ ВОЗРАСТЕ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье изложены результаты исследования влияния этнического менталитета молодежи на построение в молодом возрасте системы жизненных планов на перспективу. Жизненная модель будущего представлена как совокупность ценностей, смыслов, представлений относительно направленности своей жизни, а также с учетом собственной гендерной характеристики. Гендер как фактор построения модели перспективного будущего рассматривается в контексте традиционной нормативной характеристики (юноши – маскулинные, а девочки – фемининные). Моделирование жизненной перспективы представлено как решение комплексной психологической задачи. Данная задача решается в молодом возрасте личностью с учетом системы субъективных представлений о себе как о члене социальной и этнической общности одновременно. В молодом возрасте целостная программа жизненного будущего не может быть сформирована в отрыве от этноментальных представлений. Экспериментально подтверждено, что решающим при составлении личностью успешной ментальной программы своего жизненного будущего является умение интегрировать как современные социальные, так и традиционные этнические ценности. Выделены современные представления молодежи о роли семьи в структуре перспективных жизненных ожиданий.

Показано, что успешные программы жизненной перспективы характеризуются согласованностью этнического, социального, культурного, гендерного и личностного компонентов. При нарушении идентичности указанных компонентов программы перспективного будущего формируются массивные зоны внутриличностных конфликтов, содержание которых указывает на смыслы и ценности, в отношении которых нарушено интегративное единство ментальных, социальных, культурных и гендерных составляющих программы жизненной перспективы.

Об авторах

Илона Николаевна Некрасова

Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования, Донецк

Автор, ответственный за переписку.
Email: inn1769@mail.ru

кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой «Менеджмент образования и психология»

Украина

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
  2. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка // Психология личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 161–165.
  3. Абраменкова В.В. Идентификация-отвержение как механизм развития индивидуальности личности в онтогенезе // Психологические проблемы индивидуальности. Л.: Общество психологов, 1984. С. 75–78.
  4. Гнатенко П.И., Кострюкова Л.О. Национальная психология: анализ проблем и противоречий. Киев: Наукова думка, 1990. 80 с.
  5. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс (экспериментальная психология). СПб.: Издательство «ДНК», 2000. 528 с.
  6. Бромлей Ю.В. Основные тенденции этнических процессов в современном мире // Советская этнография. 1982. № 2. С. 3–15.
  7. Некрасова И.Н., Нагиева В. Проблеми дослідження гендерних аспектів етноментальних структур свідомості // Соціальна психологія. 2008. № 3. С. 27–38.
  8. Душков Б.А. Актуальные проблемы этнической психологии // Психологический журнал. 1981. Т. 2. № 5. С. 11–17.
  9. Байрамов А.С. Этнопсихологические проблемы развития личности. Баку: АзГУ, 1985. 140 с.
  10. Максименко С.Д. Генезис существования личности. Киев: КММ, 2006. 240 с.
  11. Слюсаревський М.М. Ілюзії і колізії. Киев: Гнозис, 1998. 234 с.
  12. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Просвещение, 1988. 375 с.
  13. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб.: Алетейя, 2000. 235 с.
  14. Чебоксаров Н.Н. Проблемы типологии этнических общностей в трудах современных ученых // Советская этнография. 1967. № 4. С. 102–104.
  15. Майерс Дж. Социальная психология. СПб.: Питер Ком, 2004. 688 с.
  16. Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. 92 с.
  17. Поддьяков А.Н. Решение комплексных проблем в неклассической парадигме // Теория и методология психологии. Постнеклассическая перспектива: сборник статей. М.: Институт психологии РАН, 2007. С. 136–156.
  18. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т. 1. М.: Педагогика, 1983. 391 с.
  19. Гулидов А.И., Наберухин Ю.И. Диалектика необходимого-случайного в свете концепции динамического хаоса // Философия науки. 2001. № 1. С. 33–46.
  20. Пригожин И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986. 431 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах