Цифровая компетентность субъектов образовательного процесса


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Стремительные темпы развития новых технологий, наблюдаемые в последние годы, а также активная цифровая трансформация общества предъявляют особые требования к будущему специалисту, его цифровой компетентности. Отметим, что понятие «цифровая компетентность» приобрело большую популярность в последние годы, и уже существует множество исследований, в которых так или иначе раскрываются различные его аспекты. Но, как обычно происходит, обилие различных определений приводит к размыванию границ понятия и отсутствию единого обозначения его сущностно-смысловых характеристик, в связи с чем оно рассматривается и как умение использовать информационно-коммуникационные технологии, и как часть социальной компетентности, и как способ коммуникации. С целью выявления исходного уровня цифровых компетенций было проведено диагностическое исследование с участием студентов ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» (г. Йошкар-Ола, Россия) различных направлений подготовки. В статье представлен подробный обзор результатов данного исследования и выделено три уровня цифровых компетенций студентов: высокий, средний и низкий. Стоит отметить, что студенты с высоким уровнем цифровой компетентности положительно относятся к цифровой трансформации образования, подчеркивая, что она дает новые возможности по использованию цифровых технологий в обучении и повышает результативность процесса обучения. Эти студенты поддерживают цифровой формат обучения, проведения онлайн-консультаций, предоставления информации к лекционным и семинарским занятиям в электронной форме, в отличие от студентов с низким уровнем цифровой компетентности, которые отрицательно относятся к цифровой трансформации образования, отмечая лишь ее недостатки.

Об авторах

Светлана Николаевна Федорова

Марийский государственный университет, Йошкар-Ола

Email: rector@marsu.ru

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры методологии и управления образовательными системами

Россия

Наталия Дмитриевна Голикова

Марийский государственный университет, Йошкар-Ола

Автор, ответственный за переписку.
Email: rector@marsu.ru

преподаватель кафедры методологии и управления образовательными системами

Россия

Список литературы

  1. Ржавина Н.Д., Федорова С.Н. Консалтинговая структура и направления образовательного консалтинга в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 5. С. 3–12. doi: 10.17513/spno.31071.
  2. McGarr O., McDonagh A. Digital Competence In Teacher Education. Oslo: Oslo Metropolitan University, 2019. 50 p.
  3. Koltay T. The Media and the Literacies: Media Literacy, Information Literacy, Digital Literacy // Media, Culture and Society. 2011. Vol. 33. № 2. P. 211–221. doi: 10.1177/0163443710393382.
  4. Soldatova G.V., Rasskazova E.I. Assessment of the digital competence in Russian adolescents and parents: digital competence index // Psychology in Russia: State of the art. 2014. Vol. 7. № 4. P. 65–74. doi: 10.11621/pir.2014.0406.
  5. Гайдамашко И.В., Чепурная Ю.В. Цифровая компетентность и онлайн-риски студентов образовательной организации высшего образования // Человеческий капитал. 2015. № 10. С. 18–21.
  6. Gallardo-Echenique E.E., Valls C.D., Oliveira J.M., Marqués-Molias L., Esteve-Mon F.M. Digital Competence in the Knowledge Society // MERLOT Journal of Online Learning and Teaching. 2015. Vol. 11. № 1. P. 1–16. URL: https://jolt.merlot.org/vol11no1/Gallardo-Echenique_0315.pdf.
  7. Cattaneo A., Antonietti C., Rauseo M. How digitalised are vocational teachers? Assessing digital competence in vocational education and looking at its underlying factors // Computers & Education. 2022. Vol. 176. Article number 104358. doi: 10.1016/j.compedu.2021.104358.
  8. Горюнова М.А., Лебедева М.Б., Топоровский В.П. Цифровая грамотность и цифровая компетентность педагога в системе среднего профессионального образования // Человек и Образование. 2019. № 4. С. 83–89.
  9. Punie Y., Cabrera M., Bogdanowicz M., Zinnbauer D., Navajas E. The Future of ICT and Learning in the Knowledge Society. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2006. 87 p.
  10. Krumsvik R.A. Digital competence in Norwegian teacher education and schools // Högre Utbildning. 2011. Vol. 1. № 1. P. 39–51.
  11. Kullaslahti J., Ruhalahti S., Brauer S. Professional Development of Digital Competences: Standardised Frameworks Supporting Evolving Digital Badging Practices // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2019. Vol. 2. P. 175–186. doi: 10.17516/1997-1370-0387.
  12. Baryshev R.A., Kasyanchuk E.N., Tsvetochkina I.A., Babina O.I. Formation of digital competences of university library users // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2021. Vol. 9. P. 1420–1431. doi: 10.17516/1997-1370-0792.
  13. Парамонова А.Е. Цифровая компетентность преподавателя теологии // Современное педагогическое образование. 2021. № 10. С. 101–104.
  14. Ячина Н.П., Фернандез О.Г.Г. Развитие цифровой компетентности будущего педагога в образовательном пространстве ВУЗа // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2018. № 1. С. 134–138.
  15. Mezentceva D.A., Dzhavlakh E.S., Eliseeva O.V., Bagautdinova A.Sh. On the Question of Pedagogical Digital Competence // Higher education in Russia. 2020. Vol. 29. № 11. P. 88–97. doi: 10.31992/0869-3617-2020-29-11-88-97.
  16. Instefjord E., Munthe E. Preparing Pre-Service Teachers to Integrate Technology: An Analysis of the Emphasis on Digital Competence in Teacher Education Curricula // European Journal of Teacher Education. 2016. Vol. 39. № 1. P. 77–93. doi: 10.1080/02619768.2015.1100602.
  17. Приходько О.В. Проектные технологии в обучении в вузе как средство конструирования персональной образовательной среды студента // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 4. С. 147–151.
  18. Масалова Ю.А. Цифровая компетентность преподавателей российских вузов // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25. № 3. С. 33–44.
  19. Эльтемеров А.А., Федорова С.Н. Цифровые компетенции курсантов вузов Министерства чрезвычайных ситуаций России // Научно-педагогическое обозрение. 2021. № 3. С. 64–71. doi: 10.23951/2307-6127-2021-3-64-71.
  20. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Модели цифровой компетентности и деятельность российских подростков онлайн // Национальный психологический журнал. 2016. № 2. С. 50–60. doi: 10.11621/npj.2016.0205.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах