ФИЛОСОФИЯ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ КАК СМЫСЛОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье исследуются вопросы, связанные с обучением математике будущих учителей, воспитанием у них отношения к математическим знаниям как социокультурному достоянию общества, пониманием их роли в общественной жизни и обучении подрастающего поколения, влияния на интеллектуализацию социума, его информационное развитие т.д. Исходная позиция формируется тезисом о том, что в системах профессиональной подготовки будущих учителей (которые будут преподавать математику в школе) обучения математике занимает исключительную позицию, поскольку актуализирует три категории вопросов. Первая из них касается того, что представляет собой математика (как область знаний). Вторая касается сущности математической деятельности, ее возможностей, социокультурной значимости и роли в умственном развитии личности в разные возрастные периоды. Третья охватывает собственно обучение математике: для чего учить, на какой основе учить, кого учить, чему учить, как учить, кому учить, что ждать в результате. Отмечается, что концептуальная и сущностная масштабность вопросов, связанных с математической деятельностью и обучением математике, выходит далеко за пределы собственно математики и методики ее преподавания, охватывая идеологическую, историческую, культурную, социальную, психологическую, интеллектуальную сферы жизнедеятельности общества. Множественность общественно значимых ракурсов, которые должны учитываться при изучения проблем обучения математике, обусловливает целесообразность восхождения на философские позиции, что откроет путь к многоаспектному, всеобъемлющему обоснованию базовых положений и подходов к решению разноплановых вопросов, формирования у субъектов педагогической деятельности мировосприятия (миропонимания) в контексте информационного развития общества, привлечение методов познания гуманитарных областей знаний к решению стратегических и тактических задач в обучении математике. Отдельно отмечается, что восхождение на философские позиции при рассмотрении концептуальных вопросов математической деятельности и обучения математике фактически означает формирование философии обучения математике как одной из ключевых смысловых составляющих образовательного пространства. 

Об авторах

Евгений Александрович Лодатко

Черкасский национальный университет имени Богдана Хмельницкого, Черкассы

Автор, ответственный за переписку.
Email: lodatko@ukr.net

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики высшей школы и образовательного менеджмента

Украина

Список литературы

  1. Лодатко Е. А. Трансформация целей и задач обучения математике в советский период / Е. А. Лодатко // Матэматычная адукацыя: сучасны стан и перспектывы (да 90-годдзя з дня нараджэння А. А. Столяра): Зб. мат-лаŷ трэцяй науковай Міжнароднай конферэнцыї. 18-20 лютага 2009 г.) / Пад навук. рэд. Л. А. Латоціна, Б. Дз. Чеботарэŷскага. – Магілёŷ: УА «МДУ імя А. А. Куляшова», 2009. – С. 5–16.
  2. Лодатко Є. О. Цілі математичної освіти в контексті соціокультурних трансформацій суспільства / Є. О. Лодатко // Вісник Запорізького національного університету: Зб. наукових статей. Педагогічні науки / Гол. ред. Міщик Л. І. – Запоріжжя: Запорізький національний університет, 2007. – № 1. – С. 94–118.
  3. Лодатко Є. О. Освітні парадигми в історичному вимірі соціуму / Є. О. Лодатко, М. І. Лук’янова // Наукова скарбниця освіти Донеччини : науково-методичний журнал. – 2014. – № 1(18). – С. 6–10.
  4. Гуренко О. І. Полікультурна освіта в Україні: до сутності поняття / О. І. Гуренко // Збірник наукових праць Бердянського державного педагогічного університету (Педагогічні науки). – № 1. – Бердянськ : БДПУ, 2009. – С. 95–103.
  5. Скіданова В. О. Ціннісні засади та проблеми сучасної освіти : [Електронний ресурс] / В. О. Скіданова // Гуманізм та освіта : міжнародна науково-практична конференція: електронне наукове видання матеріалів конференції. – Режим доступу : http://conf.vntu.edu.ua/humed/2010/txt/ skidanova.php. – Дата звернення : 18.01.2015.
  6. Рингис А. Диалог про образование : [Електронний ресурс] / А. Рингис // Українська правда. ЖИТТЯ. – П'ятниця, 5 вересня 2014. – Режим доступу : http://life.pravda.com.ua/person/2014/09/5/179809/. – Дата звернення : 18.01.2015.
  7. Адорно Т. Негативная диалектика / Т. Адорно. – М. : Научный мир, 2003. – 374 с.
  8. Пивоев В. М. Эволюция стилей мышления / В. М. Пивоев // Среднерусский вестник общественных наук. – Орел, 2012. – № 3. – С. 20–27.
  9. Иванов В. В. Очерки истории семиотики в СССР / В. В. Иванов. – М. : Наука, 1976. – 298 с.
  10. Манин Ю. И. Математика как метафора / Ю. И. Манин. – М. : МЦНМО, 2008. – 400 с.
  11. Гегель Г. В. Ф. Наука логики / Г. В. Ф. Гегель. – М. : Мысль, 1970. – Т. 1. – 501 с.
  12. Хинчин А. Я. Педагогические статьи / А. Я. Хинчин; [под ред. Б. В. Гнеденко]. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 1963. – 204 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах