ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ЭКОЛОГО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ХОЛИСТИЧНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА
- Авторы: Аниськин В.Н.1, Аниськин С.В.1, Добудько А.В.1, Добудько Т.В.1
-
Учреждения:
- Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара
- Выпуск: № 4 (2015)
- Страницы: 16-20
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/414
- ID: 414
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Определяется целостный характер экологических проблем, порожденных деятельностью человека, и на основе этого доказывается эффективность интегративных подходов к решению экологических проблем. Обосновывается целесообразность интегративного подхода к формированию экологической культуры студентов вуза как направления методологии научного познания и практики. Показана взаимосвязь информационно-технологической и социокультурной компетентности выпускника вуза с его эколого-технологической культурой, которая выражается в интеграции экологического и технологического компонентов общей профессиональной компетентности личности специалиста. Отмечена возможность социализации студентов вуза через формирование и развитие технологической, экологической, информационной и экономической культуры. Описывается опыт организации работы по формированию и развитию эколого-технологической культуры студентов в условиях холистичной (интегративной) информационно-образовательной среды (ХИОС) факультета математики, физики и информатики Поволжской государственной социально-гуманитарной академии. Приводится авторское определение ХИОС вуза и определяется ее потенциал в повышении эффективности образовательного процесса и качества подготовки специалистов за счет синергетического эффекта и высокой степени эмерджентности. Предполагается и доказывается ключевая роль интегративного подхода к эффективному формированию и развитию эколого-технологической культуры студентов в условиях высокотехнологичной ХИОС вуза.
Об авторах
Владимир Николаевич Аниськин
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара
Автор, ответственный за переписку.
Email: vnaniskin@gmail.com
кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета математики, физики и информатики, доцент кафедры «Информатика, прикладная математика и методики их преподавания»
РоссияСергей Владимирович Аниськин
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара
Email: aniskinsergei@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Химия, география и методика их преподавания»
РоссияАлександр Валерьянович Добудько
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара
Email: fake@neicon.ru
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Информатика, прикладная математика и методика их преподавания»
РоссияТатьяна Валерьяновна Добудько
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара
Email: tdobudko@mail.ru
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой информатики, прикладной математики и методики их преподавания
РоссияСписок литературы
- Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход. М.: Эдиториал УРСС, 1997. 448 с.
- Аниськин В.Н., Аниськин С.В. Проблема формирования эколого-технологической компоненты профессиональной компетентности преподавателя // Образование и наука–производству. Набереж-ные Челны: ИНЭКА, 2010. С. 17–19.
- Жучков В.М. Теоретические основы концепции предметной области «Технология» для педагогиче-ских вузов. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. 130 с.
- Аниськин В.Н. Педагогическое моделирование, проектирование и конструирование холистичной информационно-образовательной среды вуза // Бюллетень лаборатории математического, есте-ственнонаучного образования и информатизации. М.: МГПУ, 2015. С. 45–51.
- Аниськин В.Н., Богословский В.И., Добудько Т.В., Пугач В.И. Холистичная компоновка компью-терных аудиторий для повышения потенциала информационно-образовательной среды вуза // Вы-сокотехнологичная информационно-образовательная среда. СПб.: Книжный Дом, 2015. С. 140–146.
- Бганба В.Р., Большаков А.В. Национальные, региональные и глобальные уровни экологической проблемы // Философия и экологические проблемы. М.: МГПИ, 1990. С. 37–42.
- Якунчев М.А. Регионализация экологического образования в средней общеобразовательной школе: теория и практика. Саранск: Мордовское книжное издательство, 2002. 346 с.
- Бусыгин А.Г. Десмоэкология. Ульяновск: Симбирская книга, 2002. 230 с.
- Голохвастова Е.Ю., Коростелев А.А. Педагогические условия формирования общих компетенций у студентов-экологов // Карельский научный журнал. 2014. № 3. С. 26-29.
- Голохвастова Е.Ю., Коростелев А.А. Ретроспективный анализ развития экологического образования // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014. № 4 (24). С. 89-95.
- Голохвастова Е.Ю., Коростелев А.А. Теоретические основы формирования общих компетенций у студентов-экологов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 29-32.
- Степанец Р.В. Интегративный подход к развитию экологического образования школьников // Вест-ник Брянского государственного университета. 2011. № 1. С. 328–335.
- Аниськин С.В. Формирование экологической культуры будущего учителя в процессе обучения в педагогическом университете (на примере естественно-географического факультета) : дис. ... канд. пед. наук. Самара: СГПУ, 2005. 231 с.