ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ВОСПИТАННИКОВ 1 КУРСА СУВОРОВСКОГО ВОЕННОГО УЧИЛИЩА
- Авторы: Анцибор Ю.А.1
-
Учреждения:
- Тверской государственный университет, Тверь
- Выпуск: № 1 (2015)
- Страницы: 219-221
- Раздел: Психологические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/417
- ID: 417
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются профессионально-значимые аспекты деятельности психолога по адаптации воспитанников суворовского военного училища на начальном этапе обучения. Проанализированы характерные индивидуально-психологические и личностные особенности воспитанников, поступающих в суворовское военное училище. Выявлены основные проблемы социально-психологической адаптации, возникающие на начальном этапе обучения воспитанников. Выделены основные направления психологического сопровождения, включающие в себя: психологическое просвещение, психопрофилактику, консультирование, развивающую работу, диагностику и экспертизу. Определены критерии эффективности системы психологического сопровождения, в соответствии с которыми разработана авторская программа психологического сопровождения воспитанников на этапе адаптации к условиям суворовского военного училища. Подобран комплекс диагностических методик: опросник школьной тревожности Филлипса, методика изучения мотивации учения Н.В. Лускановой, «Диагностика структуры учебной мотивации школьника» М.В. Матюхиной, изучение степени адаптации (методика Александровской), факторный опросник Р. Кеттелла (ФОКС – 2009), карта настроения. Эффективность программы подтверждена положительной динамикой показателей по результатам трех лет исследований. Подтверждена значимость деятельности психолога как необходимого элемента системы управления образовательным процессом в суворовском военном училище. Психолого-педагогическая система сопровождения на начальном этапе обучения позволяет решать проблемы развития и обучения воспитанников внутри образовательной среды учреждения, улучшить качество образования.
Об авторах
Юлия Анатольевна Анцибор
Тверской государственный университет, Тверь
Автор, ответственный за переписку.
Email: antsibor-yulia@mail.ru
аспирант
РоссияСписок литературы
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997. 298 с.
- Дубровина И.В. Психологическая служба в современном образовании. СПб.: Питер, 2009. 400 с.
- Бадьина Н.П., Дементьева Л.А. Формирование готовности педагогов-психологов к психологическому сопровождению инновационной деятельности в образовательном учреждении // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2011. №2(7). С.119 – 126.
- Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика инновационной деятельности. М., 1997. 223 с.
- Бадьина Н.П. Показатели психологической комфортности ребенка в образовательном учреждении. Курган, 2006. 66 с.
- Налчаджан А.А. Социально-психологическая адаптация личности: формы, механизмы, стратегии. Ереван, 1988. 263 с.
- Семаго М.М. Экспертная деятельность педагога-психолога в образовательном учреждении. М., 2005. 128 с.
- Климов Е.А. Психология профессионала: учебник. М.: Воронеж, 1996. 235 с.
- Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. М.: Просвещение, 2008. 112 с.
- Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности. М.: Институт психологии РАН, 2006. 624 с.
- Коробкина С.А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1,5,10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами. Волгоград: Учитель, 2011. 261 с.
- Ахметжанова Г.В., Осипов А.Н. Повышение уровня мотивации к обучаемых к здоровому образу жизни // Вектор Науки Тольяттинского государственного университета. 2014. №3. С. 265 – 267.
- Гудина Т.А. Условия формирования социально-профессиональной компетентности педагога социального приюта // Вектор Науки Тольяттинского государственного университета. 2014. №3.С. 283 – 287.
- Возняк И.В., Гринин Л.Е. Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС. Волгоград: Учитель, 2014. 235 с.
- Анцибор Ю.А. Содержание деятельности и профессионально-важные качества педагога-психолога суворовского военного училища // Акмеология научно-практический журнал. 2014. № 1-2. С. 110-111.
- Балакшина Е.В. Динамика профессионального становления менеджеров (на примере менеджеров, занятых в сфере страхования)…Автореферат на соиск. ученой степени кандидат. психол. наук / Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова. Ярославль, 2011, 18 с.