Интегративный подход к развитию аксиологических представлений о мире у школьников на уроках литературы


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Раскрыты возможности развития аксиологических представлений о мире у школьников на уроках литературы на основе интегративного подхода к изучению учебных предметов: литературы, основ религиозной культуры и светской этики, основ духовно-нравственной культуры народов России. Проведен сравнительно-сопоставительный анализ возможностей содержания произведений, изучаемых на уроках литературы, для развития аксиологических представлений о мире у школьников на основе интегративного подхода (на примере отдельных произведений школьной программы). Приведены примеры рассмотрения литературных текстов с позиций школьного литературоведческого анализа и научного теоаксиологического подхода. Показано значение изучения школьниками модуля «Основы православной культуры» для раскрытия духовного смысла литературных текстов. Представлены результаты опроса среди учителей русского языка и литературы Забайкальского края на предмет понимания ими значения уроков литературы для развития аксиологических представлений о мире у школьников. Выявлено противоречие между пониманием учителями значения знаний в области православной культуры для анализа литературных текстов и недостаточным уровнем этих знаний, решением которого может стать курс повышения квалификации, а также реализация программы духовно-нравственного воспитания обучающихся вузов. Сделан вывод о том, что для целостного развития аксиологических представлений о мире у школьников на основе интегративного подхода необходимо, чтобы знаниями о светской и религиозных культурах России владели педагоги всех школьных дисциплин.

Об авторах

Ольга Сергеевна Наумова

Забайкальский государственный университет, Чита

Автор, ответственный за переписку.
Email: olga.naumova.72.72@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0439-2198

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики

Россия

Елена Валериановна Дробная

Институт развития образования Забайкальского края, Чита

Email: zabkipkro@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-2311-8904

кандидат культурологии, заместитель директора Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников

Россия

Список литературы

  1. Галицких Е.О. Интегративный подход как теоретическая основа профессионально-личностного становления будущего педагога в университете. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. 264 с.
  2. Клепиков В.Н. Пути формирования научной картины мира в школе // Школьные технологии. 2018. № 5. С. 3–13. EDN: YVZVNJ.
  3. Александрова Е.А., Кривошеина Е.С. Структура формирования научной картины мира подростков // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 6. С. 15–19. EDN: VDWKKN.
  4. Иванова М.Ю. Интегративный подход на уроках русского языка и литературы в процессе формирования патриотизма у младших подростков // Крымский научный вестник. 2016. № 4. С. 69–79. EDN: WRPOPB.
  5. Зацепина М.Б., Брянцева М.В. Интегративный подход в формировании коммуникативных компетенций у младших школьников // Педагогика и психология образования. 2019. № 1. С. 41–49. EDN: NQHQJC.
  6. Сабитова И.В. Модель развития духовно-нравственной культуры младших школьников на межпредметной основе // Вестник Московского государственного областного университета. Серия Педагогика. 2018. № 1. С. 16–25. doi: 10.18384/2310-7219-2018-1-16-25.
  7. Дивногорцева С.Ю. Агиографическая литература и христианское искусство в современном педагогическом пространстве // Гуманитарные науки (г. Ялта). 2021. № 1. С. 28–36. EDN: WQEZZL.
  8. Дивногорцева С.Ю. Агиографическая литература как практическая педагогика православной культуры // Наука и школа. 2020. № 4. С. 198–206. doi: 10.31862/1819-463X-2020-4-198-206.
  9. Наумова О.С., Дробная Е.В. Постановка и решение аксиологических проблем воспитания школьников в учебниках основ религиозных культур и светской этики // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2022. № 1. С. 22–31. doi: 10.18323/2221-5662-2022-1-22-31.
  10. Камедина Л.В. Освоение духовного смысла в русской культуре: на материале художественной словесности. Новосибирск: Наука, 2011. 214 с.
  11. Камедина Л.В., Сергеева В.А. Аксиологический подход к изучению литературы Забайкалья в школе // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2020. Т. 15. № 1. С. 51–61. EDN: DIIAOG.
  12. Склярова Т.В. Развитие субъектной позиции учащихся в процессе изучения религиозных ценностей // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2015. № 4. С. 22–28. doi: 10.15382/sturIV201539.22-28.
  13. Потанина Л.Т., Склярова Т.В. Смыслопорождающая деятельность педагога как средство духовно-нравственного развития младшего школьника // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2016. Т. 18. С. 74–81. EDN: XCRBQP.
  14. Метлик И.В., Галицкая И.А., Ситников А.В. Духовно-нравственное воспитание: вопросы теории, методологии и практики в российской школе. М.: ПРО-ПРЕСС, 2012. 264 с.
  15. Остапенко А.А. Воспитательный потенциал полиэтничного социума. Об истоках патриотизма в поликультурной среде // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. № 4. С. 361–370. EDN: RPENVL.
  16. Слободчиков В.И., Остапенко А.А., Рыбаков С.Ю. Базовые смыслы национально ориентированного образования Российской Федерации // Непрерывное образование. 2019. № 2. С. 6–9. EDN: HUXLNB.
  17. Cклярова Т.В. Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 5. С. 13–19. EDN: ZRESQJ.
  18. Склярова Т.В., Битянова М.Р., Беглова Т.В. Ценности в современном школьном образовании: опыт педагогического проектирования. Пенза: Религиозная организация – духовная образовательная организация высшего образования «Пензенская духовная семинария Пензенской Епархии Русской Православной Церкви», 2017. 238 с.
  19. Костюкова Т.А., Шапошникова Т.Д., Казанцев Д.А. Подготовка педагогов к реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России: проблемы и решения» // Научно-педагогическое обозрение. 2021. № 6. С. 53–63. doi: 10.23951/2307-6127-2021-6-53-63.
  20. Казанцев Д.А., Костюкова Т.А. Философские основы становления личностной готовности учителя с ценностями православной культуры // Нива Господня. Вестник Пензенской духовной семинарии. 2022. № 1. С. 88–93. EDN: PYOSDX.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах