Основы твердотельного проектирования в САПР в обучении


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема преподавания трехмерного твердотельного моделирования в системах автоматизированного параметрического проектирования при обучении студентов, школьников и специалистов, которым требуется соответствующее повышение квалификации. Автором описывается важность данного способа проектирования в производственных задачах и проблемы, связанные с малой степенью алгоритмизации такого обучения. В работе предлагается использовать две взаимосвязанных методики: проектирование твердотельной геометрии и обучение такому проектированию. Для решения задачи разработки первой методики предлагается дополнить терминологию твердотельного моделирования и формализовать особенности такого этапа проектирования, как декомпозиция сложного тела, состоящего из примитивных объектов. Вводится три способа декомпозиции твердого тела на основе критериев эскиза и дерева модели. Автор предлагает алгоритм методики проектирования, состоящий из двух этапов. Каждый этап разбивается на четыре шага, после чего показываются особенности некоторых шагов. Далее автором представлена методика обучения твердотельному моделированию. Она основана на частоте использования твердотельных примитивов и необходимости разработки заданий для обучающихся в зависимости от этой частоты. Определен центральный навык, который должны освоить обучающиеся. В методике введены способы решения проблем, с которыми приходится сталкиваться при твердотельном моделировании как в процессе обучения, так и в профессиональной деятельности инженера. Предложено авторское распределение часов на обучение рассмотренным базовым концепциям твердотельного моделирования. Представлена реализация методики обучения в существующих образовательных программах высшей школы и программах дополнительного профессионального образования, а также предложено ее развертывание на смежные области проектирования.

Об авторах

Павел Александрович Путеев

Тольяттинский государственный университет, Тольятти

Автор, ответственный за переписку.
Email: pputeev@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-5719-1651

старший преподаватель кафедры «Нанотехнологии, материаловедение и механика»

Россия

Список литературы

  1. Zou Q., Feng H.-Y. Push-pull direct modeling of solid CAD models // Advances in Engineering Software. 2019. Vol. 127. P. 59–69. doi: 10.1016/J.ADVENGSOFT.2018.10.003.
  2. Kim B.Ch., Mun D. Stepwise volume decomposition for the modification of B-rep models // International Journal of Advanced Manufacturing Technology. 2014. Vol. 75. № 9-12. P. 1393–1403. doi: 10.1007/s00170-014-6210-z.
  3. Ganin Y., Bartunov S., Li Yu., Keller E., Saliceti S. Computer-aided design as language // Advances in Neural Information Processing Systems. 2021. Vol. 34. P. 5885–5897.
  4. Петров Е.Е. Конкурсные задания для соревнований по профессиональному мастерству по компетенции «Инженерный дизайн CAD (САПР)» как инструмент повышения качества подготовки студентов в области геометрического моделирования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2019. № 1. С. 79–89. doi: 10.18384/2310-7219-2019-1-79-89.
  5. Панченко В.А. Внедрение в учебный процесс современных средств изучения «Инженерной и компьютерной графики» // E-Scio. 2020. № 4. C. 304–312. EDN: RUMUEX.
  6. Lopes D.C., Mendes H., Portal R., de Klerk R., Nogueira I., Lopes D.S. A Usability Study on Widget Design for Selecting Boolean Operations // Multimodal Technologies and Interaction. 2022. Vol. 70. № 6. P. 1–13. doi: 10.3390/mti6080070.
  7. Усанова Е.В. Методологические основания интеграции базовой геометро-графической подготовки студентов в технических вузах // Казанский педагогический журнал. 2020. № 5. С. 90–97. doi: 10.34772/KPJ.2020.142.5.013.
  8. Andújar C., Brunet P., Chica A., Navazo I., Vinacua A. Solid Modeling for Manufacturing: From Voelcker’s Boundary Evaluation to Discrete Paradigms // CAD Computer Aided Design. 2022. Vol. 152. Article number 103370. doi: 10.1016/j.cad.2022.103370.
  9. Анамова Р.Р., Хотина Г.К. Методики и средства обучения для дистанционных занятий по геометро-графическим дисциплинам // Наука и школа. 2021. № 3. С. 137–153. doi: 10.31862/1819-463X-2021-3-137-153.
  10. Железняк И.Л., Калеева З.Н., Краевая Н.А. Пути совершенствования учебного процесса на основе использования компьютерных технологий // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2021. Т. 13. № 1. С. 61–68. doi: 10.7442/2071-9620-2021-13-1-61-68.
  11. Данилова Е.А. Практическое моделирование в учебном процессе современного технического вуза // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2021. № 2. С. 27–33. EDN: VWUNOV.
  12. Семено В.А. Опыт использования САПР в учебном процессе // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2019. № 1. С. 130–136. doi: 10.17122/2541-8904-2019-1-27-130-136.
  13. Филимонова М.Ю., Бродская Т.А., Шамсиярова Э.Д. Применение новых информационных технологий при изучении графических дисциплин в нефтегазовом вузе (на примере 3-х мерного моделирования) // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-1. С. 216–219. EDN: LPFQYJ.
  14. Зайцева Е.Ю., Иванова О.А. Формирование технологической грамотности у обучающихся средствами 3D-моделирования // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 3. С. 207–211. doi: 10.24411/1991-5497-2020-00516.
  15. Кунву Ли. Основы САПР. CAD/CAM/CAE. СПб.: Питер, 2004. 559 с.
  16. Shirley P., Marschner S. Fundamentals of Computer Graphics. 3rd ed. Massachusetts: A K Peters/CRC Press, 2009. 804 p.
  17. Aranburu A., Justel D., Contero M., Camba J.D. Geometric Variability in Parametric 3D Models: Implications for Engineering Design // Procedia CIRP. 2022. Vol. 109. P. 383–388. doi: 10.1016/j.procir.2022.05.266.
  18. Camba J.D., Contero M., Company P. Parametric CAD modeling: An analysis of strategies for design reusability // CAD Computer Aided Design. 2016. Vol. 74. P. 18–31. doi: 10.1016/j.cad.2016.01.003.
  19. Bodein Y., Rose B., Caillaud E. Explicit reference modeling methodology in parametric CAD system // Computers in Industry. 2014. Vol. 65. № 1. P. 136–147. doi: 10.1016/j.compind.2013.08.004.
  20. Plumed R., González-Lluch C., Otey J.M., Pérez-Belis V. Training Engineers in the Use of Constraints to Create Quality 2D Profiles for 3D Models // Computer-Aided Design and Applications. 2021. Vol. 18. № 3. P. 612–623. doi: 10.14733/cadaps.2021.612-623.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах