ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ОБЩЕНИЮ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
- Авторы: Апанасюк Л.А.1
-
Учреждения:
- Тольяттинский государственный университет, Тольятти
- Выпуск: № 4 (2015)
- Страницы: 30-33
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/439
- ID: 439
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обучение студента иностранному языку в системе высшего и дополнительного профессионального образования формирует готовность студента-иностранца к межкультурному общению. Под формированием готовности к межкультурному общению мы понимаем процесс ее становления под воздействием управляемых факторов и целенаправленно созданных условий, в качестве которых выступают обучение и воспитание. В статье рассматривается процесс подготовки иностранных студентов к межкультурному общению средствами социально-культурной деятельности при обучении дисциплине «Иностранный язык». Межкультурное общение рассматривается в контексте межкультурной практической деятельности, которая присутствует в рамках студенческого сообщества. Формирование межкультурного общения необходимо осуществлять в первую очередь в тренинговой системе педагогических воздействий, основанной на межкультурном взаимодействии. Сущность контекста интеркультуры страны проживания и образования рассматривается нами как аутентичное фундаментальное содержание социокультурной теории и практики изучения. Автор приводит классификацию методов и средств обучения иностранному языку в процессе подготовки студента-иностранца к межкультурному общению. Предлагаются два этапа обучения, в которые включены аспекты интеграции и дифференциации в целостном педагогическом процессе. Задача преподавателя – ознакомить студентов-иностранцев с основами межкультурной практики, видами межкультурной деятельности, теориями и системами международного образовательного пространства и оказать им помощь в выборе тех из них, которые наиболее полно отвечают практике межкультурного общения студентов-иностранцев. Оценка содержания и структуры подготовки студентов-иностранцев к межкультурному общению в процессе изучения иностранного языка осуществляется независимыми экспертами, педагогом в процессе системной диагностики и студентами в ходе самоконтроля.
Об авторах
Лариса Ахунжановна Апанасюк
Тольяттинский государственный университет, Тольятти
Автор, ответственный за переписку.
Email: apanasyuk-L@yandex.ru
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»
РоссияСписок литературы
- Консультант Международного образования. URL: www.parta.org.
- Гарант: информационно-правовой портал. URL: www.base.garant.ru.
- Основы теории коммуникации / под ред. М.А. Василика. М.: Гардараки, 2003. С. 103.
- Бездухов В.П. Гуманистическая направленность учителя. Самара: СГПУ, 1997. С. 20.
- Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.: Детская литертура, 1989. С. 105–106.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 207 с.
- Смолкин А.М. Методы активного обучения. М.: Высшая школа, 1991. С. 30.
- Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула: ГМРИП Левша, 1993. 23 с.
- Рябов В.В., Пищулин И.П., Ананишнев В.М. Модель государственных стандартов высшего педагогического образования: отечественный опыт модернизации и Болонский процесс. М.: МГПУ, 2004. С. 13.
- Метелева Л.А. Формирование коммуникативной компетентности как средство развития ситуативной адаптивности студентов в процессе обучения иностранному языку // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 2. С. 45–47.
- Метелева Л.А. К вопросу взаимосвязи социализации и формирования коммуникативной компетентности студентов в процессе обучения иностранному языку // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 49–51.
- Смирнова Е.В. Особенности использования Интернет для реализации иноязычного информационного и коммуникационного взаимодействия // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 60–62.
- Смирнова Е.В. Перспективы преподавания иностранного языка в условиях информационного политкультурного и мультилингвального общества России // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 105–109.