ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье обозначена роль глобализационных процессов в современном образовании. Авторы статьи полагают, что от правильно расставленных акцентов в понимании сущности этого явления зависит осознание не только отрицательных сторон этого процесса, но и положительных. В работе подчеркивается важность понимания и качественного оценивания той меры проникновения, в пределах которой глобализация выступает как созидательный процесс и способствует оптимизации образования. Отмечается тот факт, что образование становится полифункциональным, его цель – формирование человека, сохраняющего свою национальную идентичность и вместе с тем обладающего глобальным восприятием мировых процессов. Решение возникшей проблемы, характеризующейся столкновением общества со сложностями глобализированного мира, возможно при условии перехода от этапа экономической и институциональной модернизации к социокультурной. Целями нового этапа модернизации образования являются обеспечение позитивной социализации и учебной успешности каждого обучающегося, усиление вклада образования в инновационное развитие России и ответ на вызовы изменившейся культурной, социальной среды. Между тем отмечается, что не каждая страна стремится занять активную позицию в модернизации / трансформации образования в контексте глобализационных процессов. Предполагается, что в перспективе должна быть создана образовательная система, характеризующаяся многомерностью и интегративностью, с учетом позиций различных государств и изменениями на институциональном и личностном уровнях. Активная роль в развитии этой системы должна быть отведена педагогам, обладающим системным пониманием инновационных процессов, тенденций развития образования, владеющим критериями и методами оценки эффективности развития образования, пониманием механизмов регулирования инноваций в образовании.

Об авторах

Александр Яковлевич Борисов

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара

Автор, ответственный за переписку.
Email: borisov-samara@mail.ru

кандидат педагогический наук, доцент, заведующий кафедрой физического воспитания

Россия

Татьяна Анатольевна Жукова

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара

Email: tatianazhu@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков

Россия

Елена Николаевна Рябинова

Самарский государственный технический университет, Самара

Email: eryabinova@mail.ru

доктор педагогических наук, профессор кафедры высшей математики и прикладной информатики

Россия

Список литературы

  1. Богословский В.И., Жукова Т.А. Научный подход к разработке стратегии устойчивого развития си-стемы мультикультурного образования в высшей профессиональной школе // Наука и бизнес: пути развития. 2012. № 11 (17). С. 039–044.
  2. Громыко Ю.В. Построение общественной практики средствами образования // Вопросы психоло-гии. 1998. № 5. C. 37–48.
  3. Жукова Т.А. Актуальные проблемы разработки системы мультикультурного образования в высшей школе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012. № 153 (1). C. 97–103.
  4. Жукова Т.А. Высшее образование в Германии: мультикультурный аспект. CПб.: Книжный Дом, 2014. 144 c.
  5. Емельянова А.C., Соколова Ф.Х. Высшее образование в России в контексте глобализационных и интеграционных процессов в отечественных исследованиях // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 1. C. 15–27.
  6. Вульфсон Б.А. Сравнительная педагогика в системе научного знания // Научные основы развития образования в XXI веке: 105 выступлений членов РАО в СПбГУП. СПб.: СПбГУП, 2011. 672 c.
  7. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство, 2002. 608 c.
  8. Удовик С.Л. Глобализация. Семиотические подходы. М.: Ваклер, 2002. 480 c.
  9. Богословский В.И., Лаптев В.В., Писарева С.А., Тряпицына А.П. Интеграционные процессы и гума-нитарные технологии: междисциплинарный аспект исследования научного образования в европейских универ-ситетах: научно-методические материалы. CПб.: Книжный Дом, 2007. 272 c.
  10. Писарева С.А., Тряпицына А.П. Современные методологические подходы к исследованию педаго-гического образования // Человек и образование. 2014. № 3 (40). C. 4–12.
  11. Кузнецов И.М. Многообразие культурных миров // Социология межэтнической толерантности. М.: Издательство института социологии РАН, 2003. 220 с.
  12. Кинелев В.Г. Образование и воспитание в истории народов // Научные основы развития образова-ния в XXI веке: 105 выступлений членов РАО в СПбГУП. СПб.: СПбГУП, 2011. 672 c.
  13. Гуманитарные технологии в полиэтнической образовательной среде: предупреждение культурной депривации. СПб.: Книжный Дом, 2007. 207 с.
  14. Аллак Ж. Вклад в будущее: приоритет образования. М.: Педагогика-Пресс, 1993. 168 c.
  15. Зима Н.А. Инновационные тенденции модернизации в образовании в условиях глобализации // Фундаментальные исследования. 2006. № 7. С. 78–80.
  16. Понарина Н.Н. Глобализация высшего образования и проблемы интернационализации образова-тельных систем // Общество, социология, психология, педагогика. 2012. № 1. С. 42–46.
  17. Социальные конфликты в условиях системных трансформаций. Воронеж: Воронежский государ-ственный университет, 2005. 360 с.
  18. Мамедов Н.М. Концепция устойчивого развития – современная теория исторического процесса // Образование в интересах устойчивого развития: сборник. СПб., 2009. C. 72–88.
  19. Федотова Н.Н. Глобализация и образование // Философские науки. 2008. № 4. С. 5–24.
  20. Бордовская Н.В. Образование в условиях формирования нового типа культуры. СПб.: СПбГУП, 2002. C. 63.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах