ФЕНОМЕНОЛОГИЯ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
- Авторы: Иванова И.В.1
-
Учреждения:
- Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, Калуга
- Выпуск: № 4 (2015)
- Страницы: 91-96
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/453
- ID: 453
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья является результатом теоретических обобщений по проблематике ретроспективного анализа понятия саморазвития. Разбор философской литературы позволил выделить две основополагающие идеи: идея саморазвития как формы существования всего живого и идея понимания способности к саморазвитию как родовой характеристики человека. Проведено сравнение понимания сущности саморазвития личности в теории гуманистически ориентированной и экзистенциальной психологии по основанию «характер взгляда на сущность человека». В гуманистическом подходе утверждается безусловно-позитивная природа человека, смысл воспитания определяется как помощь в актуализации изначально заложенных позитивных возможностей личности; в экзистенциальном подходе при рассмотрении условно-позитивной природы человека смысл воспитания заключается в помощи в выборе, во главу угла ставятся интересы самого человека. Проведенный теоретический анализ литературы показал, что сегодня в педагогике и психологии можно отметить три ведущие направления рассмотрения категории саморазвития личности: саморазвитие как фундаментальная способность, высшая и сущностная человеческая потребность; саморазвитие как самостроительство; саморазвитие как «развитие своей «самости». Понимание саморазвития в первом из них основано на личностном подходе гуманистической психологии, остальные же черпают понимание сущности саморазвития, исходя из активно-деятельностной основы экзистенциального направления. Взгляды отечественных педагогов и психологов на проблему саморазвития личности едины в принципиальном утверждении, согласно которому в процессе саморазвития человек приобретает много новых качеств и способностей, которые ранее не были актуализированы, что демонстрирует большую широту смысла саморазвития, в отличие от традиционной западной гуманистической педагогики и психологии, где саморазвитие понимается через актуализацию изначально заложенных качеств и возможностей.
Ключевые слова
Об авторах
Ирина Викторовна Иванова
Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, Калуга
Автор, ответственный за переписку.
Email: IvanovaDIV@yandex.ru
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры «Социальная адаптация и организация работы с молодежью»
РоссияСписок литературы
- Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 2000. 288 с.
- Фризен М.А. Саморазвитие личности и инновации в сфере образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 3. С. 184–192.
- Гиль Л.Б., Чеховских К.А. Способность к саморазвитию в контексте гуманитаризации образования // Известия Алтайского государственного университета. 2012. № 2-1. С. 14–16.
- Иванова И.В. Сопровождение саморазвития детей младшего школьного возраста в системе дополнительного космического образования // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2015. Т. 135, № 1. С. 95–104.
- Коуров А.В. История исследования проблемы «саморазвитие» // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 6 (43). С. 81–83.
- Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная пресса, 2000. 416 с.
- Железовская Г.И., Абрамова Н.В., Гудкова Е.Н. Креативная среда как фактор творческого саморазвития личности // Перспективы науки и образования. 2014. № 1. С. 120–125.
- Власова Е.А. Профессиональное саморазвитие будущих социальных педагогов. Балашов: Николаев, 2008. 116 с.
- Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск: ХГПУ, 1997. 315 с.
- Иванова И.В., Шульман М.Г. Научные представления о саморазвитии личности: философский аспект // Вестник образовательного консорциума среднерусский университет. Серия Гуманитарные науки. 2014. № 3. С. 57–61.
- Прасолова Е.Л. Основы систематизации идей и концепций космического воспитания в теории бинарности культуры образования // Чижевский и образование: сборник научных трудов и материалов, посвященного исследованию научно-культурного наследия А.Л. Чижевского. Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2000. С. 240.
- Философский энциклопедический словарь / под ред. Е.Ф. Губский. М.: Инфра-М, 1999. 576 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В.Г. Панов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т. 1. 608 с.
- Иванова С.П. Вопросы саморазвития личности в свете философского осмысления // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2009. № 2. С. 73–79.
- Иванова И.В. Сопровождение саморазвития подростков в дополнительном космическом образовании // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2015. № 1 (20). С. 68–71.
- Иванова И.В. Неформальное образование – инвестиции в человеческий капитал // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 390. C. 179–184.
- Иванова И.В. Составление технологии мониторинга саморазвития учащихся во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС начального общего образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2014. Т. 2, № 6. С. 14–22.
- Иванов Н.Г., Иванова И.В. Единая информационно-образовательная система: новый подход к реализации психолого-педагогического сопровождения саморазвития обучающихся внешкольных учреждений // Нижегородское образование. 2012. № 3. С. 142–149.
- Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. 480 с.
- Низовских Н.А. Личностное саморазвитие человека: психосемантика и психотехника // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2005. № 7. С. 182–183.