СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА ПО ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМУ ТУРИЗМУ
- Авторы: Лившиц Ю.А.1
-
Учреждения:
- Тольяттинский государственный университет, Тольятти
- Выпуск: № 4 (2015)
- Страницы: 122-126
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/460
- ID: 460
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Принятыми нормативами государственных документов предусматривается модернизация системы непрерывного образования Российской Федерации на основе компетентностного подхода. Государственными образовательными стандартами по каждой дисциплине учебных планов вузов предусмотрен перечень компетенций, которые должны быть сформированы у студентов в процессе изучения этих курсов. Однако проблема заключается в том, что такой дискретный процесс формирования компетенций не сопровождается их интеграцией. Достижение целостности автономных компетенций в форме интегральных компетентностей возлагается на самих студентов, к чему, как показывают экспериментальные исследования, они не подготовлены.
Анализ исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых основывается автор, показывает, что ее решение должно заключаться в том, что процесс автономного формирования отдельных компетенций студентов должен сопровождаться педагогически управляемой интеграцией, достижением их целостности. Одной из таких целостных образований, рассматриваемых многими исследователями, является социокультурная компетентность, представляющая собой интегративную совокупность социальной и культурной компетенций. Однако неразрешенной частью обсуждаемой проблемы является проектирование процесса формирования социокультурной компетентности студентов в виде педагогической системы с присущими ей структурными компонентами: целью, содержанием, методами, особенностями деятельности преподавателей и студентов.
Цель настоящей статьи состоит в обосновании структуры и содержания системы формирования социокультурной компетентности студентов бакалавриата на примере подготовки специалистов по историко-культурному туризму. В основу достижения этой цели и выполнения поставленных задач положены следующие идеи:
– непрерывность, поэтапность, сквозной характер процесса формирования целостной компетентности;
– использование потенциальных возможностей всех дисциплин учебного плана в формировании компетентности;
– выделение на каждом этапе приоритетного формируемого компонента социокультурной компетентности;
– включение в систему программы содержания курса «Творческое саморазвитие социокультурной компетентности студентов» и программы курса повышения квалификации преподавателей вуза по формированию социокультурной компетентности студентов.
Об авторах
Юрий Анатольевич Лившиц
Тольяттинский государственный университет, Тольятти
Автор, ответственный за переписку.
Email: yurij-livshic@yandex.ru
директор гуманитарно-педагогического института
РоссияСписок литературы
- Лившиц Ю.А., Кустов Ю.А., Стацук С.В. Определение сформированности социокультурной компетентности студентов вузов // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2014. № 1 (15). С. 119–126.
- Чехова С.Э. Роль и место социокультурной компетентности в подготовке студентов вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Н.-Новгород, 2003. 23 с.
- Закутная Т.В. Формирование социокультурной компетентности будущих педагогов в открытой образовательной среде колледжа : автореф. дис. … канд. пед. наук. Великий Новгород, 2013. 26 с.
- Лившиц Ю.А., Кустов Ю.А., Стацук С.В. Формирование социально-культурной компетентности будущих специалистов как педагогическая проблема // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2013. Т. 2, № 4 (14). С. 118–124.
- Муравьева Н.Г. Понятие социокультурной компетенции в современной науке и образовательной практике // Вестник Тюменского государственного университета. 2011. № 9. С. 136–143.
- Первутинский В.Г. Современные подходы к развитию профессиональной компетентности студентов // Материалы сайта кафедры акмеологии РГПУ им. Герцена. URL: www.akmeo.ru.
- Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.: МГИК, 1994. 214 с.
- Аниськин В.Н., Жукова Т.А. Теоретические основы разработки модели формирования социокультурной идентификации // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 66-67.
- Белова Т.А., Григорьева Н.В. Профессионально-ориентированное обучение как средство формирования социокультурной компетенции будущих экономистов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 7-9.
- Назмиева Э.И. Развитие социокультурной компетенции будущих специалистов с использованием информационных технологий (на примере иноязычной подготовки в вузе) // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 99-102.
- Манова М.В. Социокультурные аспекты ценностей предпринимательства // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 54-56.
- Цветкова И.В. Структура и функции инновационной культуры // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 21-23.
- Манова М.В. Современные аспекты предпринимательской культуры // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2014. № 4 (19). С. 30-33.
- Лившиц Ю.А., Кустов Ю.А. Опыт организации учебно-воспитательной среды по формированию социокультурной компетентности студентов вуза // Образование детей и молодежи в изменяющемся мире. Велико Тырново: Международный исследовательский центр современных проблем воспитания, 2014. С. 71–79.