ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДЕ МЕСТНОГО НАСЕЛЕНИЯ БУРЯТИИ В XVIII–XIX ВЕКАХ
- Авторы: Маланов И.А.1
-
Учреждения:
- Бурятский государственный университет, Улан-Удэ
- Выпуск: № 4 (2015)
- Страницы: 127-131
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/461
- ID: 461
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье предпринята попытка, системного анализа процесса становления основ государственного образования в рассматриваемый период в контексте цивилизационного развития Байкальского региона. Автор рассматривает влияние перемен в социально-экономической жизни родового общества бурятского этноса на образование бурятского населения в местах их компактного проживания. Автор определяет значение частного обучения в подготовке первых образованных людей из среды местного населения, а также роль православных миссионерских школ в просвещении сельских жителей Бурятии. Особый вклад, по мнению автора, в развитие образования в Бурятии внесли школы при буддийских монастырях, познакомив местных жителей с традициями тибетского и индийского буддизма периода их наивысшего расцвета, что, несомненно, благотворно в целом отразилось на развитии культуры бурятского народа. Автор также рассматривает влияние российских реформ XIX века на становление государственной системы образования в регионе. В статье, в частности, показано открытие приходских, уездных училищ в местах проживания бурятского населения, а также освещается подготовка учителей для национальных школ, открытие женских и первых профессионально-технических училищ. Автор подробно анализирует исторический материал об открытии Троицкосавской Русско-монгольской войсковой школы и ее значении для подготовки бурятской интеллигенции.
Об авторах
Иннокентий Александрович Маланов
Бурятский государственный университет, Улан-Удэ
Автор, ответственный за переписку.
Email: pedagogika@bsu.ru
доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики
РоссияСписок литературы
- Андреев В.И. История бурятской школы. 1804-1962 гг. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1964. 567 с.
- Панчуков А.П. Культурно-просветительская деятельность декабристов в Восточной Сибири // Ученые записки Бурятско-Монгольского педагогического института. 1947. Вып. 1. С. 57−58.
- Елаев Н.К. Бурятская школа. Истории, проблемы и опыт национализации. Улан-Удэ: Бурятский педагогический институт, 1994. 124 с.
- Андреев В.И. История бурятской школы. 1804-1962 гг. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1964. 567 с.
- Асмолов А.Г. Образование России: от «культуры полезности» – к «культуре достоинства // Педагогика. 2004. № 7. С. 5.
- Буряты / отв. ред. Л.Л. Абаева, Н.Л. Жуковская. М.: Наука, 2004. 633 с.
- Обычное право хоринских бурят: памятники старомонгольской письменности. Новосибирск: Наука, 1992. 312 с.
- Очерки истории культуры Бурятии: в 2 т. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1972. 491 с.
- Елаев Н.К. Бурятская школа. Истории, проблемы и опыт национализации. Улан-Удэ: Бурятский педагогический институт, 1994. 124 с.
- История Бурят-Монгольской АССР: в 2-х т. Т. 1. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1956. 495 с.
- Андреев В.И. История бурятской школы 1804-1962 гг. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1964. 567 с.
- История Бурятии: в 3 т. Т. 2. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2011. 624 с.
- Залкинд Е.М. Присоединение Бурятии к России. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1958. 320 с.
- Панчуков А.П. История начальной и средней школы Восточной Сибири. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1959. 512 с.
- Кудрявцев Ф.А. Из истории народного образования среди бурят в первой половине XIX века // История бурят-монгольского народа (от XVII в. до 60-х годов XIX в.): очерки. М.: Наука, 1940. С. 218–231.
- История Бурят-Монгольской АССР: в 2 т. Т. 2. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1956. 495 с.
- Панчуков А.П. Культурно-просветительская деятельность декабристов в Восточной Сибири // Ученые записки Бурятско-Монгольского педагогического института. 1947. Вып. 1. С. 57–58.