КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
- Авторы: Сяська И.А.1
-
Учреждения:
- Ровенский государственный гуманитарный университет, Ровно
- Выпуск: № 4 (2015)
- Страницы: 178-181
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/472
- ID: 472
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Экологическое образование и воспитание в высших учебных заведениях является продолжением предыдущих этапов экологического образования и следующим, более высоким уровнем в системе непрерывного многоступенчатого экологического образования. Однако формирование экологического самосознания у студентов высших учебных заведений не было предметом специального психолого-педагогического изучения. Экологическое самосознание имеет такую же структурную сетку, что и самосознание личности, однако содержит качественно новое наполнение, которое направлено на установление, регуляцию и поддержку связи «Я – окружающая среда». На основе обобщения определения сущности понятия «экологическое самосознание» в научной литературе нами дана собственная его трактовка. Формирование экологического самосознания в юношеском возрасте напрямую связано с экологическим образованием и процессом профессиональной подготовки. Нами обоснована концепция построения содержания учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях, направленного на становление и закрепление системы экологических ценностных ориентаций студенческой молодежи. Концептуальные основы ценностной детерминации экологического самосознания студентов разработаны на методологическом, теоретическом и технологическом уровнях.
Об авторах
Инна Алексеевна Сяська
Ровенский государственный гуманитарный университет, Ровно
Автор, ответственный за переписку.
Email: syaska_i@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Биология»
УкраинаСписок литературы
- Глазачев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура. М.: Горизонт, 1997. 515 с.
- Дробноход М.І. Філософія екологічної освіти: концептуальні основи // Педагогіка і психологія. 1996. № 3. С. 43–49.
- Кисельов М.М. Концептуальні виміри екологічної свідомості. Киев: Вид-во Парапан, 2003. 312 с.
- Крисаченко В.С. Екологічна культура: теорія і практика. Киев: Заповіт, 1996. 352 с.
- Лось В.А. Человек и природа (социально-философские аспекты экологических проблем). М.: Политиздат, 1978. 224 с.
- Моисеев Н.Н. На пути к нравственному императиву: философские заметки // Экология и жизнь. 1998. № 1. С. 4–10.
- Швебс Г.И. Идея ноосферы и социальная экология // Вопросы философии. 1991. № 7. С. 36–45.
- Гирусов Э.В. От экологического знания к экологическому сознанию. М.: Знание, 1988. 47 с.
- Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 477 с.
- Иванова Т.В. Экологические ценности в общественном сознании // Вопросы психологии. 1999. № 3. С. 83–88.
- Лихачев Б.Т. Структура экологической культуры личности и педагогические основы ее формирования // Экологическое образование: опыт России и Германии. М.: Горизонт, 1997. С. 65–79.
- Панов В.И. О предмете психологии экологического сознания // Прикладная психология. 2000. № 6. С. 1–15.
- Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. 367 с.
- Сичко И.А. Использование проектной деятельности в процессе формирования экологической культуры младших школьников // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 39-42.
- Дидуренко Л.П. Семья и природа // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 35-37.