СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ЛИНГВИСТА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Социальный заказ общества обуславливает повышенные требования к профессиональной подготовке лингвиста-преподавателя. Цель статьи – охарактеризовать методическую компетенцию с точки зрения субкомпетенций, наполняющих ее, а также в связи с другими профессиональными компетенциями. Анализируя то, как характеризуют профессиональные компетенции, необходимые лингвисту, другие исследователи, автор приходит к пониманию, что в изученных работах существуют разночтения, иногда существенные, что приводит к вариабельной трактовке содержания отдельных компетенций, а следовательно, к сложностям в построении точной, измеряемой модели профессиональной подготовки. Исходя из этого, автор уточняет, что следует считать методической компетенцией и как она может быть связана с другими компетенциями в составе профессиональной компетентности. В статье методическая компетенция представлена как система, целью развития которой является методическое мастерство, а иерархически управляющим элементом – мотивация. Далее описывается содержание методической компетенции, а именно: какие знания и умения следует относить к проектировочной, организаторской, мотивационной, аналитической и адаптационной субкомпетенциям, а также чем характеризуется профессиональная рефлексия. В заключение показана связь методической компетенции с социально-психологическими, информационными, предметными и исследовательскими компетенциями в целостной характеристике профессиональной компетентности лингвиста-преподавателя.

Об авторах

Светлана Николаевна Татарницева

Тольяттинский государственный университет, Тольятти

Автор, ответственный за переписку.
Email: alyeparusa08@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»

Россия

Список литературы

  1. Соловова Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интегративно-рефлексивный подход. М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2004. 335 с.
  2. Московская Н.Л. Формирование профессиональной компетентности лингвиста-преподавателя в интегрально-коммуникативном образовательном пространстве. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. 376 с.
  3. Ткачева Ю.В. Системно-структурный подход к определению целей и содержания лингводидактической подготовки бакалавра педагогического образования: профиль «Иностранный язык» : дис. ... канд. пед. наук. Иркутск, 2010. 180 с.
  4. Михалевская И.И. Лингводидактические аспекты обогащения терминологической речи студентов языковых вузов: на материале терминов методики преподавания английскому языку : дис. ... канд. пед. наук. М., 2001. 253 с.
  5. Дьяченко М.В. Формирование методической компетенции студентов педагогических вузов для создания и проведения интегрированного курса «Иностранный язык+экология» (на материале английского языка) : дис. … канд. пед. наук. М., 2004. 228 с.
  6. Elliot A.J., Dweck C.S. Handbook of сompetence and notivation. Guilford Press, 2005. 704 p.
  7. Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Царькова В.Б. Учитель иностранного языка: мастерство и личность. М.: Просвещение, 1993. 159 с.
  8. Новацкий Т. Основы дидактики профессионального обучения. М.: Высшая школа, 1979. 284 с.
  9. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.: Политическая литература, 1989. 335 с.
  10. Миролюбов А.А. К проблеме аттестации учителей иностранного языка // Иностранные языки в школе. 1995. № 6. С. 2–9.
  11. Адольф В.А. Профессиональная компетентность современного учителя. Красноярск: КГУ, 1998. 310 с.
  12. Татарницева С.Н. Методика преподавания иностранных языков: теория и практика. Тольятти: ТГУ, 2008. 246 с.
  13. Бердичевский А.Л. Оптимизация системы обучения иностранному языку в педагогическом вузе. М.: Высшая школа, 1989. 101 с.
  14. Макеева С.Н. Компетентностный подход к методической подготовке учителя иностранного языка // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 15. С. 201–205.
  15. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения ИЯ или лингводидактика? // Иностранные языки в школе. 1996. № 1. С. 2–5.
  16. Гальскова Н.Д. И лингводидактика, и методика обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 1997. № 5. С. 12–15.
  17. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М.: АРКТИ ГЛОССА, 2000. 165 с.
  18. Верещагина И.Н., Рогова Г.В. Совершенствование методической подготовки учителей иностранного языка в свете новых задач школы // Иностранные языки в школе. 1984. № 3. С. 14–19.
  19. Татарницева С.Н. Проектировочные умения лингвиста-преподавателя в составе методической компетенции // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2015. № 3-2 (33-2). С. 253–258.
  20. Красикова Е.Н. Кейс-метод в структуре и содержании методической компетенции лингвиста-преподавателя : дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2009. 177 с.
  21. Коваль В.А. Проблема формирования профессиональной компетентности будущих учителей-филологов в научной среде // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 20-23.
  22. Смирнова Е.В. Формирование коммуникативного пространства языковой среды в условиях иноязычного информационного и коммуникационного взаимодействия // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 2. С. 33-36.
  23. Сидакова Н.В. Основные тенденции и ориентиры в иноязычном образовании студентов вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 113-116.
  24. Сорокина И.В. Методическая компетентность учителя как условие его профессионализма и мастерства // Самарский научный вестник. 2014. № 4 (9). С. 114-116.
  25. Темирджанова М.А. Информационная компетентность в предметной и методической системе подготовки студентов к профессиональной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 71-73.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах