КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлены результаты исследования по проблеме формирования и развития одного из ключевых современных образовательных результатов – коммуникативной компетентности. Изучив методическую и научную литературу по указанной тематике, автор представляет различные точки зрения по поводу определения понятий коммуникативная компетенция и компетентность, а также представляет свое видение и дает определение указанным понятиям. Помимо этого, автор исследует проблему структуры коммуникативной компетентности, в рамках которой до сих пор нет однозначного решения. Основываясь на высказываниях ученых, автор предлагает оптимальную, на его взгляд, базирующуюся на определении структуру коммуникативной компетентности. Представления о понятии и структуре коммуникативной компетентности дали автору возможность глубже исследовать проблему ее формирования, поскольку в образовательной среде среднего профессионального образования, о которой идет речь в статье, она изучена явно недостаточно. 
Автор предлагает методы и способы формирования коммуникативных навыков с учетом профессиональной специфики будущих специалистов. Исходя из этих соображений, автором был создан интегративный курс литературы для студентов учреждений среднего профессионального образования. Основным методом формирования коммуникативной компетентности в рамках названного курса является кейс-метод. В статье приведены примеры кейс-задач по дисциплине «Литература». Обозначив современные методы формирования коммуникативной компетентности, автор говорит о том, что для достижения образовательного результата необходима система ее диагностики и оценки сформированности, предлагая, в свою очередь, апробированную в образовательной среде Нижегородского инженерно-экономического университета в рамках учебной дисциплины «Литература» подобную систему. 

Об авторах

Елена Анатольевна Толикина

Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино

Автор, ответственный за переписку.
Email: alenkat2506@mail.ru

старший преподаватель кафедры «Гуманитарные науки»

Россия

Список литературы

  1. Педагогика / под ред. А.П. Тряпициной. СПб.: Питер, 2014. 304 с.
  2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Эйдос. 2002. № 2. С. 58–64.
  3. Байденко В.И., Зантворт Д.В. Базовые навыки как обязательный компонент высококачественного профессионального образования // Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. Барнаул: Алтайский государственный университет, 2004. 146 с.
  4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Эйдос. 2006. № 5. С. 219.
  5. Русова Н.Ю. Текст. Культура. Образование. Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2009. С. 311.
  6. Hymes D.H. On communicative competence // Sociolinguistics. Harmondsworth: Penguin, 1972. P. 269–293.
  7. Бастрикова Е.М. Коммуникативная компетенция как лингводидактический феномен // Русская и сопоставительная филология: лингвокультурологический аспект. Казань: Казанский государственный университет, 2004. С. 43–48.
  8. Солопова Е.В. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции младших школьников с применением компьютера в процессе обучения : дис. … канд. пед. наук. Елец, 2008. 215 с.
  9. Лукьянова Н.А. Коммуникативная компетентность – ключевой фактор модернизации профессио-нального образования инженера // Философия коммуникации: интеллектуальные сети и современные ин-формационно-коммуникативные технологии в образовании. СПб.: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2013. С. 171–176.
  10. Литвинова А.С. Коммуникативная компетентность школьника // Педагогические науки. 2012. № 4. С. 40–43.
  11. Михайлова Е.В. Технологические основы формирования коммуникативной компетентности // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 340. С. 191–194.
  12. Демина Л.А. Коммуникативная компетенция как ведущее понятие современной педагогической науки // Традиции и инновации образовательной системы: материалы Международных педагогических чте-ний. Чебоксары: Учебно-методический центр, 2012. С. 27–29.
  13. Гром Е.Н. Содержание и формы контроля уровня сформированности иноязычной коммуникатив-ной компетенции у учащихся 10–11 классов школ с углубленным изучением иностранного языка : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1999. 315 с.
  14. Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностран-ным языкам // Иностранные языки в школе. 2000. № 4. С. 9–15.
  15. Рыжов В.В. Иноязычные способности. Н. Новгород : НГЛУ, 2001. 193 с.
  16. Ломакина О.Е. Проективный подход к формированию коммуникативной компетенции студентов языкового вуза (английский язык) : дис. ... д-ра пед. наук. Тамбов, 2004. 452 с.
  17. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций. М.: Просвещение, 2002. 239 с.
  18. Иванова Е.Г. Методика обучения в сотрудничестве на начальном этапе средней общеобразователь-ной школы (на материале английского языка) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2003. 16 с.
  19. Бим И.Л. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкому на базе английского). Об-нинск: Титул, 2001. 48 с.
  20. Шуман Е.В. Возможности и перспективы межкультурной коммуникации на немецком языке в шко-ле // INTER-CULTUR@L-NET. 2006. № 5. URL: www.my-luni.ru/journal/clauses/101/.
  21. Метелева Л.А. Формирование коммуникативной компетентности как средство развития ситуатив-ной адаптивности студентов в процессе обучения иностранному языку // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 2. С. 45–47.
  22. Иващенко О.А. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции будущих специалистов государственной службы по чрезвычайным ситуациям // Азимут научных исследований: педагогика и пси-хология. 2013. № 1. С. 20–23.
  23. Насиленко Л.А. Формирование коммуникативной компетентности будущих юристов в условиях высшего учебного заведения (из опыта университета современных знаний) // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 31–33.
  24. Метелева Л.А. К вопросу о взаимосвязи социализации и формирования коммуникативной компе-тентности студентов в процессе обучения иностранному языку // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 49–51.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах