ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
- Авторы: Третьякова Е.М.1, Одарич И.М.1
-
Учреждения:
- Тольяттинский государственный университет, Тольятти
- Выпуск: № 4 (2015)
- Страницы: 205-208
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/478
- ID: 478
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Для успешного осуществления учебно-познавательной деятельности студент должен обладать рядом компетенций, к числу которых относится, в частности, способность самостоятельно осваивать новые знания. Готовность к самостоятельной работе – одно из важнейших условий успешной учебной деятельности. Эти обстоятельства приводят к выводу о том, что сегодня проблема формирования мотивации к самостоятельной работе обучаемых стоит необычайно остро. Происходит переход от обучения как преподнесения системы знаний к необходимости развития у обучающихся навыков самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
Начиная обучение в вузе, бывший школьник сталкивается с рядом новых для него обстоятельств: резко снижается уровень внешнего контроля над его самостоятельной деятельностью, изменяется структура самой учебной деятельности – специфика учебного процесса такова, что аудиторные занятия занимают примерно половину учебного времени, значительную часть учебного материала приходится осваивать самостоятельно.
Умение работать самостоятельно вырабатывает у обучаемых психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных задач. Выработке этих умений способствует активизация самостоятельной работы студентов, когда они выполняют полезные для будущей профессии творческие задания как индивидуально, так и в группе.
Модернизация российского образования предусматривает увеличение объема самостоятельной работы и усиление ее роли. Студенты должны формировать соответствующие компетенции, прежде всего в процессе внеаудиторной самостоятельной работы и овладевать основами систематизированных знаний.
Об авторах
Елена Михайловна Третьякова
Тольяттинский государственный университет, Тольятти
Автор, ответственный за переписку.
Email: alena.tretyakova.76@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Городское строительство и хозяйство»
РоссияИрина Михайловна Одарич
Тольяттинский государственный университет, Тольятти
Email: odarich28@gmail.com
аспирант
РоссияСписок литературы
- Елагина В.С., Немудрая Е.Ю., Конев Л.М., Михайлова О.Р. Организация самостоятельной работы студентов в педагогическом вузе // Современные наукоемкие технологии. 2010. № 10 С. 116–118.
- Андреев В.И. Педагогика. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 608 с.
- Самостоятельная работа учащихся на уроках / под ред. Б.П. Есипова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. 159 с.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся: Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества. М.: Педагогика, 1972. 183 с.
- Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1986. 176 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 398 с.
- Технология организации самостоятельной работы студента в вузе. URL: lib.nspu.ru/umk/76a88f34d1eb6f7e/t4/ch1.html.
- Саглам Ф.А. Способы мотивирования и оценка результативности самостоятельной работы студентов-психологов в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 66-68.
- Третьякова Е.М. Пути повышения эффективности творческой самостоятельной работы студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 111-113.
- Жданкина И.Ю., Шамин Е.А. Сущность и понятие конкурентоспособности образовательных организаций // Вестник НГИЭИ. 2014. № 9 (40). С. 12-18.
- Дементьев Д.А. Возможности формирования профессиональных компетенций у студентов вузов при выполнении отдельных видов самостоятельной работы // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 79-83.
- Григорьева Н.В. К вопросу о трансформации мотивации в процессе учебной деятельности студентов педагогического вуза // Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6). С. 47-50.
- Гайнутдинова Е.В. Когнитивный подход в понимании феномена мотивации // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 1. № 11 (15). С. 173-180.
- Жданкина И.Ю., Смирнов А.Н., Шамин Е.А. Предпосылки и факторы, влияющие на конкурентоспособность образовательных услуг организаций высшего образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 4 (30). С. 113-119.
- Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. URL: http://www.isuct.ru/umo/orgproc10.html.
- Самостоятельная работа студентов. URL: www.ereading.ws/chapter.php/98177/41/Metodika_prepodavaniya_psihologiikonspekt_lekciii.html.