ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ХИМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
- Авторы: Ершова О.В.1, Чупрова Л.В.1
-
Учреждения:
- Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова, Магнитогорск
- Выпуск: № 3 (2015)
- Страницы: 82-85
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/500
- ID: 500
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассмотрены теоретические аспекты проблемы качества химической подготовки студентов технического университета. Показано, что успех работы специалиста в любой области во многом будет зависеть от качества химической подготовки. Однако сегодня в школах сокращается время, отводимое на изучение химии в старших классах, до одного часа в неделю, а в технических вузах как общеобразовательный предмет химия изучается, как правило, в течение одного семестра на младших курсах. Поэтому для успешного усвоения химии в сложившихся условиях актуальным является вопрос практической организации научно обоснованной и объективной системы оценки химической подготовки будущих специалистов. Приводится авторское определение понятия «качество химической подготовки» и раскрывается его содержание через приоритетные сферы личности человека – когнитивную, эмоционально-мотивационную и деятельностную. Такой подход позволяют проследить уровень обеспечения качества предметной подготовки в высшей школе с позиции триады «знания – чувства – поведение». Проанализированы различные направления разработки системы показателей качества подготовки и представлен авторский подход, ориентированный на сравнение с эталоном результата обучения. Критериальной базой такого подхода является разработка критериев полного усвоения знаний, умений и навыков через описание этого эталона. Сделан вывод о том, что для повышения объективности оценки качества химической подготовки студентов необходимо использовать различные формы контроля, включая тесты достижений.
Об авторах
Ольга Викторовна Ершова
Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова, Магнитогорск
Автор, ответственный за переписку.
Email: ovyr_58@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Химия»
РоссияЛариса Васильевна Чупрова
Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова, Магнитогорск
Email: lvch67@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Химия»
РоссияСписок литературы
- Проблемы и перспективы развития химического образования: тезисы докладов 2-й Всерос. науч.-практ. конф. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2006. 289 с.
- Ершова О.В., Мишурина О.А. Качество образования в техническом университете как педагогическая проблема // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4. С. 49–52.
- Чупрова Л.В. Оценка качества химической подготовки студентов в условиях рейтинговой системы // Успехи современного естествознания. 2014. № 12-3. С. 279–283.
- Артемов А., Павлов Н., Сидорова Т. Модульная система оценки знаний студентов по химии // Пути повышения качества подготовки инженерных кадров для текстильной промышленности в условиях перестройки высшей школы и совершенствования хозяйственного механизма. М.: МТИ, 1990. С. 123–127.
- Ершова О.В. Рейтинговая система как фактор оценки качества химической подготовки студентов технического университета : дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2009. 175 с.
- Чупрова Л.В., Ершова О.В. Основные подходы к определению понятия «качество образования» в проблемном поле педагогики
- // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 3. С. 336–339.
- Современные формы и методы контроля знаний студентов на разных этапах обучения и при аккредитации вузов // Тезисы докладов участников конференции-семинара. М.: Исследовательский центр, 1995. 144 с.
- Беспалько В.П. Опыт разработки критерия качества усвоения знаний учащимися // Методы и критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся при программированном обучении. М.: [б. и.], 1969. С. 16–28.
- Павлов Н., Артемов А., Сидорова Т., Фролов В. Контроль знаний студентов // Высшее образование в России. 2000. № 1. С. 116–121.
- Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. 2-е изд. М.: Педагогическое общество России, 2001. 128 с.
- Аванесов В.И. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. М.: Исследовательский центр, 1989. 192 с.
- Челышкова М.Б., Хлебников В.А. Методологические подходы в оценке качества подготовки школьников и студентов // Проблемы качества образования, его нормирования и управления : сб. науч. ст. М., 1999. С. 173–190.
- Чупрова Л.В., Ершова О.В., Муллина Э.Р., Мишурина О.А. Инновационный образовательный процесс как основа подготовки современного специалиста // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6 . С. 864.
- Чупрова Л.В. Сущность образовательного процесса в вузе с позиций социального и психолого-педагогического знания // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2011. № 41. С.47–49.
- Ершова О.В., Родионова Н.И. Химия. Магнитогорск: МГТУ, 2003. 24 с.
- Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. М.: Логос, 2002. 432 с.