ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье обосновывается необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся при обучении иностранному языку, рассматриваются различные подходы к осуществлению процесса индивидуализации, а также описывается структура индивидуальности ученика, которая включает в себя индивидные, субъектные и личностные свойства учащихся. Индивидные свойства учащихся представлены в структуре индивидуальности в виде задатков и способностей. Субъектные свойства личности представляют учащегося как субъекта деятельности и показывают, насколько у него развито умение работать индивидуально. Личностная подструктура включает несколько компонентов: личный опыт, контекст деятельности, сферу желаний, интересов, склонностей, эмоционально-чувственную сферу, мировоззрение, статус личности. Опора на данные свойства личности является методически релевантной для вызова коммуникативной мотивации. А средством, учитывающим все компоненты трех подструктур индивидуальности учащихся, может стать индивидуализированный раздаточный материал (ИРМ). ИРМ является особым типом учебных средств, предназначенным для осуществления индивидуализации учебного процесса и учитывающим индивидные, субъектные и личностные свойства учащихся в индивидуальной, парной и групповой формах работы в классе и дома. Структурными компонентами ИРМ являются: установка (речевая задача), цель которой – мотивация к высказыванию; материальные средства, создающие содержательную или смысловую базу высказывания; памятки и алгоритмы, показывающие технологию выполнения речевой задачи; опоры, которые помогают осуществлять высказывание в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся. Каждый из компонентов ИРМ в той или иной степени направлен на осуществление личностной, субъектной или индивидной индивидуализации.

Об авторах

Ольга Николаевна Стогниева

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва

Автор, ответственный за переписку.
Email: 2507794@mail.ru

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры английского языка для экономических и математических дисциплин

Россия

Список литературы

  1. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностран-ном языке. М.: Просвещение, 1978. 159 с.
  2. Каспарова М.Г. Развитие иноязычных способностей как основа индивиду-ализации обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. 1988. № 5. С. 43–47.
  3. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 254 с.
  4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр. Ордена Ленина гос. ун-та им. А.А. Жданова, 1968. 339 с.
  5. Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. М.: Просвеще-ние, 1969. 279 с.
  6. Кулюткин Ю.Н. Личностный фактор развития познавательной активности учащихся в процессе обучения // Вопросы психологии. 1984. № 5. С. 23–34.
  7. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуаль-ный подход // Новое в жизни, науке, технике. Серия: Педагогика и психология. 1992. № 3. C. 45–57.
  8. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии // Собрание сочинений. В 6 т. Т. 2. М., 1982. С. 248.
  9. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности школьников. Ка-зань: Татар. кн. изд-во, 1980. 207 с.
  10. Вайсбурд М.Л., Кузьмина Е.В. Роль индивидуальных особенностей уча-щихся при обучении иноязычному устноречевому общению // Иностранные языки в школе. 1999. № 1. С. 5.
  11. Кириллова П.В., Савина Ф.К. Познавательные интересы студентов как ориентир личностного подхода в обучении // Личностно-ориентированное обу-чение и воспитание. Волгоград: Изд-во Волгогр. ун-та, 1994. С. 11–13.
  12. Рыжкова Е.А. Проблемы воспитания коммуникативной культуры педаго-га // Личностно-ориентированное обучение и воспитание. Волгоград, 1994. С. 25–27.
  13. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагоги-ка, 1990. 192 с.
  14. Кузовлев В.П. Основы профессиональной культуры. Липецк: ЛГПИ, 1997. 34 c.
  15. Кузовлев В.П. Индивидуализация обучения иноязычной речевой деятель-ности как средство создания коммуникативной мотивации : дис. … канд. пед. наук. Липецк, 1981. 240 с.
  16. Кузьмина Е.В. Особенности индивидуального подхода к ученику при обучении иноязычному устноречевому общению на основе учебно-речевых си-туаций : дис. … канд. пед. наук. М., 1996. 256 с.
  17. Леонтьев А.А. Речь и общение // Общая психология. 2-е изд. М.: Просве-щение, 1977. С. 210–229.
  18. Божович Л.И. Устойчивость личности, процессы и условия ее формиро-вания // Проблемы психологического развития и социальная психология: тезисы 18 Междунар. психолог. конгресса. Т. 1. М., 1966. C. 297–298.
  19. Философский словарь / под ред. М.М. Розенталя. 3-е изд. М.: Политиздат, 1975. 496 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах