СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ КОММУНИКАТИВНОЙ АКТИВНОСТИ В ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье анализируется подход к пониманию активности человека в Пермской психологической школе в русле теории интегральной индивидуальности В.С. Мерлина. Интегральная индивидуальность рассматривается как особая форма бытия отдельного человека в обществе, в которой он живет и действует как автономная, уникальная и неповторимая система, сохраняя в условиях внутренних и внешних изменений свою целостность и тождественность. Представлен понятийно-категориальный аппарат авторской концепции коммуникативной активности человека: коммуникативная активность, ведущая активность, управляемое развитие коммуникативной активности, стиль коммуникативной активности  и др.  В статье рассматриваются структура и функции коммуникативной активности человека – системообразующая, приспособительная, гармонизирующая, метаиндивидуальная. Показано, что коммуникативная активность представляет собой сложное психологическое образование, которое реализуется в системе взаимосвязей свойств разных иерархических уровней индивидуальности человека – нейродинамических, психодинамических, личностных, социально-психологических. Анализируется возможность управляемого развития коммуникативной активности студентов – будущих представителей социономических профессий в образовательном пространстве вуза. 

Об авторах

Светлана Александровна Васюра

Удмуртский государственный университет, Ижевск

Автор, ответственный за переписку.
Email: vasyura@inbox.ru

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии

Россия

Список литературы

  1. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 256 с.
  2. Вяткин Б.А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности. 2-е изд. М.: Изд-во Моск. психол.-социальн. ин-та, 2007. 352 с.
  3. Вяткин Б.А., Щукин М.Р. Психология стилей человека. Пермь: Кн. мир, 2013. 128 с.
  4. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие / под ред. Б.А. Вяткина. М.: ИП РАН, 1999. 328 с.
  5. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы. М.: Смысл, 1993. 456 с.
  6. Васюра С.А. Психология коммуникативной активности человека. Ижевск: Удмуртский ун-т, 2006. 299 с.
  7. Волочков А.А. Учебная активность в интегральном исследовании индивидуальности человека: автореф. дис. … д-ра психол. наук. Пермь, 2002. 46 с.
  8. Горбунов Ю.Я. Индивидуальный стиль волевой активности и его формирование у старших школьников: автореф. дис. … канд. психол. наук. Пермь, 1992. 11 с.
  9. Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопросы психологии. 2000. № 4. С. 29–38.
  10. Корниенко Д.С. Онтогенетическая динамика в межиндивидуальной вариативности свойств коммуникативной активности // Вестник Пермского государственного педагогического университета. Серия 1: Психология. 2004. № 1/2. С. 34–45.
  11. Вяткин Б.А., Давыдова Е.С., Забелина Е.В. Ведущая активность как фактор преодоления личностной беспомощности в образовательном процессе (на материале изучения поведения младших школьников и подростков) // Образование и наука. 2014. № 6. С. 77–94.
  12. Вихман А.А. Лживость как информационно-манипулятивная активность // Вестник Читинского университета. 2010. № 7. С. 68–79.
  13. Воронова Е.Ю. Пермская научная психологическая школа: история и современность. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2008. 141 с.
  14. Вяткин Б.А., Щукин М.Р. Человек–стиль–социум: Полисистемное взаимодействие в образовательном пространстве. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2007. 107 с.
  15. Психология интегральной индивидуальности: Пермская школа / сост. Б.А. Вяткин, Л.Я. Дорфман, М.Р. Щукин. М.: Смысл, 2011. 636 с.
  16. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.
  17. Панферов В.Н. Классификация функций человека как субъекта общения // Психологический журнал. 1987. Т. 8. № 4. С. 51–60.
  18. Психология развивающейся личности / под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1987. 240 с.
  19. Абульханова К.А. Идеальность или реальность субъекта // Субъект и личность в психологии саморегуляции: сб. науч. трудов. М.–Ставрополь: Изд-во ПИ РАО СевКавГТУ, 2007. С. 31–45.
  20. Васюра С.А. Взаимосвязь стиля коммуникативной активности и интегральной индивидуальности подростков // Полисистемное исследование индивидуальности человека. М.: ПЕР СЭ, 2005. С. 173–192.
  21. Васюра С.А., Иоголевич Н.И. К вопросу о стиле коммуникативной активности представителей социономических профессий // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 12-2. С. 35–43.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах