Аннотация
В статье анализируется подход к пониманию активности человека в Пермской психологической школе в русле теории интегральной индивидуальности В.С. Мерлина. Интегральная индивидуальность рассматривается как особая форма бытия отдельного человека в обществе, в которой он живет и действует как автономная, уникальная и неповторимая система, сохраняя в условиях внутренних и внешних изменений свою целостность и тождественность. Представлен понятийно-категориальный аппарат авторской концепции коммуникативной активности человека: коммуникативная активность, ведущая активность, управляемое развитие коммуникативной активности, стиль коммуникативной активности и др. В статье рассматриваются структура и функции коммуникативной активности человека – системообразующая, приспособительная, гармонизирующая, метаиндивидуальная. Показано, что коммуникативная активность представляет собой сложное психологическое образование, которое реализуется в системе взаимосвязей свойств разных иерархических уровней индивидуальности человека – нейродинамических, психодинамических, личностных, социально-психологических. Анализируется возможность управляемого развития коммуникативной активности студентов – будущих представителей социономических профессий в образовательном пространстве вуза.