ОПЫТ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВА БУДУЩИМИ ПЕДАГОГАМИ-ХУДОЖНИКАМИ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье идет речь о педагогическом опыте разрешения типичных противоречий, которые возникают в учебном процессе при изучении студентами произведений изобразительного искусства. Эти противоречия имеют разную природу: некоторые из них существуют изначально, другие порождаются самим характером организации и проведения учебного процесса. Рассматриваемая проблема должна быть в фокусе постоянных наблюдений и анализа педагога высшей школы, так как тесно связана с процессом профессионального становления будущих специалистов. Педагогу вуза следует внимательно следить за уровнем и характером противоречий, постоянно возникающих в процессе изучения истории изобразительного искусства, для их своевременного разрешения. В статье приводятся примеры, связанные с изучением разных периодов истории отечественного и зарубежного искусства. Разрешая противоречия, постепенно преодолевая отчуждение будущих учителей к незнакомым для них явлениям искусства, мы помогаем им раскрыть в себе творческое начало, пробуждая у будущих педагогов-художников чувство сопричастности к миру культуры и искусства вообще, безотносительно к его условным границам. Будущий педагог ИЗО должен ориентироваться в пространстве культуры, ощущать это пространство не как нечто враждебное, а как пространство, в котором высвечиваются новые эстетические ориентиры. 

Об авторах

Виктория Авенировна Шишкина

Дальневосточный государственный гуманитарный университет, Хабаровск

Автор, ответственный за переписку.
Email: Shish15@yandex.ru

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры «Изобразительное искусство»

Россия

Список литературы

  1. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. 416 с.
  2. Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Наука, 1974. 304 с.
  3. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Высшая школа, 2002. 511 с.
  4. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание: Человек и мир. М.: Педагогика, 1975. 512 с.
  5. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999. 425 с.
  6. Выготский Л.С. Психология искусства. СПб.: Азбука, 2000. 416 с.
  7. Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Вопросы психологии. 1990. № 6. С. 34–42.
  8. Гусинский Э.Н. Образование личности. М.: Педагогика, 2005. 85 с.
  9. Касьян А.А. Гуманитаризация образования: некоторые теоретические предпосылки // Педагогика. 1998. № 2. С. 17–22.
  10. Колесникова И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. СПб.: СПбГУП, 1999. 242 с.
  11. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. М.: Академия, 2009. 240 с.
  12. Мочалов Л.В. Пространство мира и пространство картины: очерки о языке живописи. М.: Советский художник, 1983. 375 с.
  13. Флоренский П.А. Обратная перспектива // Труды по знаковым системам. Т. 3. Тарту, 1967. С. 393–398.
  14. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в древнерусской живописи. М.: Искусство, 1975. 146 с.
  15. Бусева-Давыдова И.К. К проблеме канона в православном искусстве // Искусствознание. 2002. № 2. С. 269–268.
  16. Еремина Т.С. Мир иконописцев. М.: Терра-Книжный клуб, 2005. 69 с.
  17. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.: Наука, 1989. 272 с.
  18. Слухаева Е.В. Некоторые проблемы восприятия искусств ХХ века // Музейное дело и художественное образование: материалы III, IV, V Боголюбовских чтений. Саратов: Слово, 2000. С. 96–99.
  19. Максакова В.И. Педагогическая антропология. М.: Академия, 2001. 217 с.
  20. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Академия, 2005. 254 с.
  21. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах