Содержание страноведческой компетенции иностранных учащихся подготовительного отделения


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Дружественные межкультурные и международные связи в настоящее время имеют особое значение для стран и народов всего мира. Государственная политика Российской Федерации направлена на продвижение русского языка и русской культуры, экспорт образования. Подготовительное отделение как начальный этап образовательного процесса иностранных граждан в России не только осуществляет языковую подготовку, но и играет большую роль в социокультурном развитии учащихся, их знакомстве со страной изучаемого языка. Статья посвящена вопросу формирования страноведческой компетенции иностранных учащихся подготовительного отделения, а именно теоретическому обоснованию содержания данной компетенции – выделению и описанию ее тематических блоков. Проанализированы возможности применения междисциплинарного подхода в процессе формирования страноведческой компетенции иностранных учащихся подготовительного отделения. К страноведческой компетенции авторы относят сведения о культуре, истории, географии страны изучаемого языка, а также некоторых национальных особенностях народа этой страны. При отборе содержания страноведческой компетенции были учтены принципы и критерии отбора содержания образования, специфика иностранных учащихся, особенности организации учебного процесса на подготовительном этапе. В результате проведенного исследования определено содержание страноведческой компетенции иностранных учащихся подготовительного отделения, выделены и описаны ее тематические блоки: культурно-исторический, географический, национальный и региональный. Описаны когнитивный и функциональный компоненты страноведческой компетенции. Установлены связи между дисциплинами гуманитарного профиля, обосновано применение междисциплинарного подхода в рамках формирования страноведческой компетенции иностранных учащихся подготовительного отделения.

Об авторах

Анна Геннадьевна Сайфулина

Амурский государственный университет, Благовещенск

Автор, ответственный за переписку.
Email: anya_korzhakova15@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3885-0150

аспирант кафедры психологии и педагогики факультета социальных наук

Россия

Андрей Васильевич Лейфа

Амурский государственный университет, Благовещенск

Email: Aleifa@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3453-8370

доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогики факультета социальных наук

Россия

Список литературы

  1. Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам. М.: Высшая школа, 1991. 311 с.
  2. Сысоев П.В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка // Иностранные языки в школе. 2001. № 4. С. 12–18. EDN: VNISWH.
  3. Еремеева О.В. К вопросу о структурном и содержательном наполнении социокультурной компетенции // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 2. С. 20–22. EDN: OXDBXF.
  4. Марчук С.В. Понятие о русском мире при формировании социокультурной компетенции у иностранных студентов // Самарский научный вестник. 2019. Т. 8. № 1. С. 277–281. doi: 10.24411/2309-4370-2019-11311.
  5. Царева Е.Е. Мультиязычность в контексте интернационализации профессионального образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. № 1. С. 106–109. doi: 10.23951/1609-624X-2017-1-106-109.
  6. Красильникова Е.В. Использование лингвострановедческого материала в процессе обучения русскому языку иностранных военных специалистов // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. С. 189–193. EDN: YOQEHZ.
  7. Казакова Е.С. Возможности игры в формировании социокультурной компетенции студентов // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 6. С. 41–50. EDN: YLBCRB.
  8. Брунева Ю.А., Кашеварова Ю.А. Формирование речевой компетенции в аспекте актуальных страноведческих реалий у иностранцев, изучающих русский язык // Вестник педагогических наук. 2021. № 8. С. 24–30. EDN: ZSLAYZ.
  9. Денисова Е.П. Подходы к преподаванию страноведения на уроке иностранного языка // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. 2016. № 36. С. 28–32. EDN: YMXNJX.
  10. Вульфович Е.В. Формирование культурно-страноведческой компетенции студентов юридических специальностей на основе англоязычных материалов исторической тематики // Вестник Владимирского юридического института. 2007. № 4. С. 12–13. EDN: KXBXAH.
  11. Шкурко О.В., Петренко Е.Е., Мельник Ю.А. Формирование страноведческой компетенции при обучении иностранных военных специалистов // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2021. № 4. С. 175–181. doi: 10.36809/2309-9380-2021-33-175-181.
  12. Цыреновна Т.Л. К вопросу о лингвокраеведческой направленности обучения русскому языку как иностранному // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 4. С. 597–606. doi: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-597-606.
  13. Рыкова Е.Б. Пути формирования страноведческой компетенции при обучении русскому языку как иностранному // Актуальные проблемы языкознания. 2019. Т. 1. С. 288–296. EDN: BZGJWD.
  14. Дрога М.А. Лингвокультурологический компонент на уроках РКИ (на примере игры-викторины) // Мир русского слова. 2015. № 3. С. 91–93. EDN: UYBMAH.
  15. Сайфулина А.Г., Лейфа А.В. Педагогическое моделирование формирования страноведческой компетенции иностранных учащихся подготовительного отделения // Педагогика и психология образования. 2022. № 1. С. 211–223. doi: 10.31862/2500-297X-2022-1-211-223.
  16. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  17. Жиронкина О.В., Рольгайзер А.А. Междисциплинарный подход при обучении иностранному языку в вузе // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. № 3. С. 146–163. doi: 10.52944/PORT.2022.50.3.004.
  18. Сафонова В.В. Соизучение языков и культур в зеркале мировых тенденций развития современного языкового образования // Язык и культура. 2014. № 1. С. 123–141. EDN: RZRKTV.
  19. Коннова З.И., Семенова Г.В. Активизация познавательной деятельности студентов при формировании социокультурной и социолингвистической компетенций // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2019. № 4. С. 91–98. EDN: BQTDHL.
  20. Ахтариева Р.Ф., Рахманова А.Р., Шапирова Р.Р. Аккультурационные процессы в адаптации иностранных студентов при обучении в вузе в поликультурной среде // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2022. № 3. С. 9–15. doi: 10.18323/2221-5662-2022-3-9-15.
  21. Гриднева Н.А., Владимирова С.М. Использование аутентичных видеоматериалов на начальном этапе обучения русскому как иностранному (РКИ) // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2018. № 3. С. 36–48. EDN: YNPYXJ.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах