Содержание и взаимосвязи ресурсов и когнитивно-личностных свойств у подростков с нарушениями зрения
- Авторы: Адеева Т.Н.1, Тихонова И.В.1, Хазова С.А.1
-
Учреждения:
- Костромской государственный университет, Кострома
- Выпуск: № 4 (2022)
- Страницы: 41-48
- Раздел: Психологические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/606
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2022-4-41-48
- ID: 606
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Ограниченные возможности здоровья традиционно рассматриваются в психологии как затрудненные условия жизнедеятельности, обуславливающие специфику личностного развития и связанные с необходимостью актуализации системы ресурсов. Проблема специфики содержания ресурсов в ситуации ограниченных возможностей здоровья долгое время не находила должного внимания в психологии. Многообразие внешних и внутренних ресурсов ставит вопрос об обуславливающих их факторах, о поиске качеств или способностей личности, определяющих актуализацию ресурсов. В статье представлена семантика понятия «ресурс» в группе подростков с нарушениями зрения, описаны основные взаимосвязи ресурсов и когнитивно-личностных свойств (рефлексии, самоэффективности), ресурсов и копинг-стратегий. Наиболее часто подростки с нарушениями зрения определяют ресурс как средство достижения цели, потенциал, возможности, имеющиеся у человека. Основная функция ресурса для подростков заключается в помощи и поддержке. Менее часто используются указания на качества личности как ресурс. С точки зрения подростков с нарушениями зрения, наиболее значимым является ресурс социальной поддержки, а наименьшее значение имеет ресурс контроля напряжения, что может быть объяснено спецификой возраста. Определены достоверные прямые корреляционные связи между такими ресурсами, как уверенность, социальная поддержка и параметрами самоэффективности и рефлексии. Для подростков с нарушениями зрения оказалось важным системное использование параметров рефлексии и ресурсов. Совокупность параметров рефлексии является предиктором ресурса здоровья, а также является предиктором множественного копинга. Использование подростками совокупности параметров рефлексии определяет применение ресурса социальной поддержки и здоровья. Наибольшее влияние на использование ресурса социальной поддержки имеет рефлексия общения. Системное использование ресурсов совладания определяет параметр самоэффективности.
Ключевые слова
Об авторах
Татьяна Николаевна Адеева
Костромской государственный университет, Кострома
Автор, ответственный за переписку.
Email: adeeva.tanya@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0002-0310-7546
кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной педагогики и психологии
РоссияИнна Викторовна Тихонова
Костромской государственный университет, Кострома
Email: inn.007@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7756-0610
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры специальной педагогики и психологии
РоссияСветлана Абдурахмановна Хазова
Костромской государственный университет, Кострома
Email: hazova_svetlana@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3657-0086
доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры специальной педагогики и психологии
РоссияСписок литературы
- Sommantico M., Parrello S., Rosa B. Adult siblings of people with and without intellectual and developmental disabilities: Sibling relationship attitudes and psychosocial outcomes // Research in Developmental Disabilities. 2020. Vol. 99. Article number 103594. doi: 10.1016/j.ridd.2020.103594.
- Робустова Е.В., Баглюк С.Б. Личностные и мотивационные особенности обучения студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при интегрированном обучении с условно здоровыми учащимися // Высшее образование сегодня. 2017. № 4. С. 55–61. EDN: YNUBAB.
- Collins J., Barnoux M., Langdon P.E. Adults with intellectual disabilities and/or autism who deliberately set fires: A systematic review // Aggression and Violent Behavior. 2021. Vol. 56. Article number 101545. doi: 10.1016/j.avb.2020.101545.
- Адеева Т.Н., Тихонова И.В. Самоэффективность, рефлексия и ресурсы совладания со стрессом: возрастные особенности и детерминация // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27. № 4. С. 208–216. doi: 10.34216/2073-1426-2021-27-4-208-216.
- Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 45–57. EDN: OOYBSN.
- Ромек В.Г., Шварцер Р., Ерусалем М. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема // Иностранная психология. 1996. № 7. С. 71–77. EDN: VLYGQL.
- Холодная М.А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям. М.: Институт психологии РАН, 2012. 288 с.
- Махнач А.В., Постылякова Ю.В. CRIS: опросник оценки ресурсов совладания со стрессом // Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа. М.: Институт психологии РАН, 1999. С. 282–302. EDN: VQQADD.
- Екимчик О.А., Крюкова Т.Л. Русскоязычная адаптация опросника самовоспринимаемой гибкости совладания со стрессом // Вопросы психологии. 2020. № 5. С. 145–156. EDN: ZBIFXF.
- Hobfoll S.E., Halbesleben J., Neveu J.-P., Westman M. Conservation of Resources in the Organizational Context: The Reality of Resources and Their Consequences // The Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior. 2018. Vol. 5. P. 103–128. doi: 10.1146/annurev-orgpsych-032117-104640.
- Aitchison B., Rushton A.B., Martin P., Barr M., Soundy A., Heneghan N.R. The experiences and perceived health benefits of individuals with a disability participating in sport: A systematic review and narrative synthesis // Disability and Health Journal. 2022. Vol. 15. № 1. Article number 101164. doi: 10.1016/j.dhjo.2021.101164.
- Anizam M.Y., Manisah M.A., Amla M.S. Youth Workers with Disabilities: The Views of Employers in Malaysia // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 204. P. 105–113. doi: 10.1016/j.sbspro.2015.08.122.
- Gromisch E.S., Neto L.O., Turner A.P. What Biopsychosocial Factors Explain Self-management Behaviors in Multiple Sclerosis? The Role of Demographics, Cognition, Personality, and Psychosocial and Physical Functioning // Archives of Physical Medicine and Rehabilitation. 2021. Vol. 102. № 10. P. 1982–1988.e4. doi: 10.1016/j.apmr.2021.05.012.
- Леонтьев Д.А. Развитие личности в норме и в затрудненных условиях // Культурно-историческая психология. 2014. Т. 10. № 3. С. 97–106. EDN: TCBZVL.
- Леонтьев Д.А., Лебедева А.А., Силантьева Т.А. Место и функции социальной поддержки в структуре личностных ресурсов лиц с ограниченными возможностями здоровья // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 3. С. 120–134. doi: 10.17759/chp.2015110311.
- Kayama M., Johnstone Ch., Limaye S. Adjusting the “self” in social interaction: Disability and stigmatization in India // Children and Youth Services Review. 2019. Vol. 96. P. 463–474. doi: 10.1016/j.childyouth.2018.11.047.
- Hall J.P., Ipsen C., Kurth N.K., McCormick S., Chambless C. How family crises may limit engagement of youth with disabilities in services to support successful transitions to postsecondary education and employment // Children and Youth Services Review. 2020. Vol. 118. Article number 105339. doi: 10.1016/j.childyouth.2020.105339.
- Emerson E., Fortune N., Aitken Z., Hatton C., Stancliffe R., Llewellyn G. The wellbeing of working-age adults with and without disability in the UK: Associations with age, gender, ethnicity, partnership status, educational attainment and employment status // Disability and Health Journal. 2020. Vol. 13. № 3. Article number 100889. doi: 10.1016/j.dhjo.2020.100889.
- Xie Z., Tanner R., Striley C.L., Marlow N.M. Association of functional disability with mental health services use and perceived unmet needs for mental health care among adults with serious mental illness // Journal of Affective Disorders. 2022. Vol. 299. P. 449–455. doi: 10.1016/j.jad.2021.12.040.
- Estrada-López M., Reguera-García M.M., Pérez Rivera F.J., Molina A.J. Physical disability and personality traits in multiple sclerosis // Multiple Sclerosis and Related Disorders. 2020. Vol. 37. Article number 101465. doi: 10.1016/j.msard.2019.101465.
- Luu T.T. The well-being among hospitability employees with disabilities: The role of disability inclusive benevolent leadership // International Journal of Hospitality Management. 2019. Vol. 80. P. 25–35. doi: 10.1016/j.ijhm.2019.01.004.
- Dietmaier J.-M., von dem Knesebeck O., Heesen C., Kofahl C. Personality and its association with self-management in multiple sclerosis // Multiple Sclerosis and Related Disorders. 2022. Vol. 61. Article number 103752. doi: 10.1016/j.msard.2022.103752.
- Park Y.M., Kim H.Y., Kim J.Y., Kim S.R., Choe Y.H. Relationship between type D personality, symptoms, cancer stigma, and quality of life among patients with lung cancer // European Journal of Oncology Nursing. 2022. Vol. 57. Article number 102098. doi: 10.1016/j.ejon.2022.102098.
- Khosravi M., Hassani F. The protective effect of emotional intelligence on suicidality: A multiple mediation model among patients with borderline personality disorder // Personality and Individual Differences. 2022. Vol. 189. Article number 111488. doi: 10.1016/j.paid.2021.111488.
- Калашникова С.А. Жизненное самоопределение человека с ограниченными возможностями здоровья: к проблеме свободы личности // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. 2012. № 5. С. 220–226. EDN: PFOVBX.
- Shorey S., Debby E. The Lived Experiences of Children and Adolescents with Non-Communicable Disease: A Systematic Review of Qualitative Studies // Journal of Pediatric Nursing. 2020. Vol. 51. P. 75–84. doi: 10.1016/j.pedn.2019.12.013.
- Тихонова И.В., Адеева Т.Н. Исследование жизненных траекторий лиц с ограниченными возможностями здоровья: методологический дискурс и типология // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, социокинетика. 2017. Т. 23. № 3. С. 210–217. EDN: ZUCJWV.
- Хазова С.А., Бардашевич Е.М. Ресурсная роль Я-концепции в совладающем поведении подростков // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития. М.: Институт психологии РАН, 2017. С. 1064–1071. EDN: ZVEAXV.
- Казакова Т.В., Фирер Н.Д., Суслова Д.В. Взаимосвязь копинг-механизмов с показателями социально-психологической адаптации (на примере людей с ОВЗ) // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-3. С. 256–259. EDN: XSFZHZ.